Кружевное ремесло – из рук в руки

Коклюшки, подушка, нить – современные кружевницы используют те же инструменты, что и их предшественницы 200 лет назад, когда в Вологде открылась первая кружевная мастерская. И по старинке создают сколки (рисунки) вручную. К интернету мастера относятся с сомнением – большинство выложенных в сети сколков содержат ошибки, способные запутать самую опытную кружевницу. А интернет-курсы и самоучители по кружевоплетению профессионалы не жалуют, считая, что настоящее искусство можно передавать только из рук в руки.

На вологодский манер

Историки считают, что слово кружево произошло от глагола «окружать», и это искусство изначально создавалось для орнамента – к парадной одежде, антуражу жилища. Об этом говорит как изучения древнего костюма, так и ассортимент современного салона-магазина, где продаются воротники, косынки, галстуки, серьги, кружевные картины и даже чехлы для телефонов с кружевной оторочкой.

Время возникновения кружева подлинно неизвестно, ведутся споры. В энциклопедиях пишут, что кружевоплетение возникло в XV-XVI веках в Италии, впрочем, ещё в Ипатьевской летописи сообщалось об особенной отделке одежд князя Даниила Галицкого (XIII век).

В Средние века кружево делалось в основном из серебряных и золотых нитей, одежды были дороги и тяжелы, а мастера были очень почитаемы. Когда в это искусство пришли лёгкие материалы (лён, хлопок и шёлк), кружевоплетение стало доступнее.

Первое кружево на Руси было иностранным, обеспеченные люди покупали изделия исключительно европейских мастеров на протяжении нескольких столетий. На этом фоне в России возникла своя прослойка умельцев. Нередко помещики отправляли молодых дворовых крестьянок на учёбу к мастерицам (нередко за плату или по-родственному), после чего учёная девка обучала целый штат на дому.

В Музее кружева, Вологда. Фото Сергея ВиноградоваВ Музее кружева, Вологда. Фото Сергея Виноградова

Одни затевали кружевное производство для собственных нужд, потому что покупное дорого. Другие продавали изделия. В Вологде рассказывают, что местный кружевной корень ведётся от помещицы Варвары Засецкой, которая вскоре после окончания наполеоновских войн отправила дворовую Анну Лебедеву в Ярославскую губернию на учение. Мастерская Засецкой открылась в 1820 году, но, вероятно, кружева на Вологодчине плели и ранее.

Также в местном музее кружева на видном месте размещены портреты матери и дочери Анфии и Софьи Брянцевых, которые, начиная с 40-х годов XIX века, не только сами плели, но и обучили не менее восьмисот мастериц. За Брянцевыми закрепилась слава мастериц, заложивших основы «вологодского манера».

Но подлинной столицей отечественного кружева Вологда стала в советские времена. Сначала в городе были созданы артели, потом открылись производства, пошли кремлёвские заказы. В 1937 году вологодские мастерицы завоевали гран-при на международной выставке в Париже. Лучшие произведения в коллекции местного Музея кружева (некоторые из них занимают целую стену и создавались десятками мастериц) сделаны в советскую эпоху.

Помимо вологодского, известны елецкое, киришское, рязанское и многие другие.

Говорит мастер

Разобраться со всеми тонкостями этого искусства «Русскому миру» помогла кружевной мастер со стажем вологжанка Иля Верещагина, которая много лет отработала технологом по производству на главном кружевном предприятии города «Снежинка». Сейчас она преподаёт кружевоплетение всем желающим в вологодском Музее кружева. Ученицы Верещагиной рассказывают, что кружевоплетение успокаивает и помогает отбросить плохие мысли.

Иля Верещагина за работой. Фото Сергея ВиноградоваИля Верещагина за работой. Фото Сергея Виноградова

Иля Сергеевна родилась в одном из вологодских леспромхозов, но интереса к лесному промыслу не проявляла с детства. Приглядываясь к тихому, но упорному характеру дочери, мать Или посоветовала ей поступать в вологодское училище на кружевницу. После окончания учебного заведения в кружевной столице оставили лишь несколько студенток. В том числе Илю Сергеевну. Она пришла на предприятие в середине 1960-х и ещё застала производство панно на космическую гагаринскую тему.

Создание сколка

Сколок – важнейшая часть работы над кружевным произведением, будь то огромная картина или крохотные серьги. Это эскиз будущего произведения. На предприятиях сколки нередко создаются коллективом авторов, которых называют художниками. Кружевницы привлекаются ещё на стадии подготовки сколка, чтобы художники могли понять, правильно ли они нарисовали или требуются корректировки, и сколько ниток необходимо для создания работы.

Рисунок

С древности в русском кружеве чаще всего используются растительные символы (листья дуба, колоски и другие), птицы (феникс, лебедь, павлин). В советские времена на тематических кружевных полотнах стали появляться самолёты, дирижабли, трактора, танки, но мастерицы перерабатывали их под кружевной канон. Сегодня в кружевоплетении считается дурным тоном плести рисунки на современные темы.

Экспонат Музея кружева в Вологде. Фото Сергея ВиноградоваЭкспонат Музея кружева в Вологде. Фото Сергея Виноградова

Читайте также: На языке вологодского кружева

Инструменты

Кружевницы со стажем делали подушки сами, набивая их соломой. Сегодня подушки в основном покупают, но остались и приверженцы прежних традиций. По словам вологодской мастерицы, лучшие подушки те, которые набиты стружкой. Деревянная подставка для подушки называется «козликом». Наиболее распространены коклюшки из яблони и клёна. Главное, чтобы они были лёгкие и гладкие, дабы не посадить занозы.

Коклюшки. Фото Сергея Виноградова

Коклюшки. Фото Сергея Виноградова

Секреты кружевоплетения

Глядя на работающую кружевницу, непосвящённый видит лишь мелькание коклюшек в её руках. Что же делает мастерица? Говоря по-простому, она с помощью коклюшек наматывает нити на булавки, расставленные в узловых местах на сколке, прикреплённом к подушке. Существуют несколько техник кружевоплетения: сцепная, парная и численная. Самым простым считается численное и сцепное, в котором детали работы создаются отдельно и потом пришиваются друг к другу.

Кружевницы за работой. Фото Сергея ВиноградоваКружевницы за работой. Фото Сергея Виноградова

Где обучают

В Вологде кружевному искусству учат в Губернаторском колледже народных промыслов. Поступать сюда едут со всей России, принимают по конкурсу. Кружеву обучают и в других регионах. Почти в каждом городе существуют студии и школы по кружевоплетению, в основном при центрах народного творчества. По словам мастеров, чтобы начать плести самостоятельно, нужно обучаться не менее 3 – 4 лет. На изготовление воротника опытная кружевница тратит около 20 часов.

Фото Сергея ВиноградоваФото Сергея Виноградова

В училищах обучают не только кружевоплетению, но и подходу к работе. Например, во избежание чрезмерной нагрузки на зрение советуют после каждых 10 – 15 минут труда некоторое время смотреть вдаль. На вологодской фабрике кружевницы не случайно сидели возле окон, выходящих в парк. После часа работы следует сделать более продолжительный перерыв.

Производство

На фабриках кружевницы работают в цехах, в прежние годы в них собирались сотни мастериц. Предприятия также активно пользуются услугами «надомниц» – кружевниц, которые плетут дома. У них скупают произведения для продажи в фирменных салонах-магазинах или заказывают сделать работы по сколкам.

Фестиваль кружева в Вологде. Фото Сергея Виноградова

Фестиваль кружева в Вологде. Фото Сергея Виноградова

Машинное кружево существует уже более полувека, в Вологде закупили оборудование для кружевоплетения ещё в 1970-е годы. Машине задавалось задание на перфокартах, и она выдавала готовое изделие. Сегодня в Японии, Китае, Южной Корее и других азиатских странах распространены машины, которые работают с исчезающей тканью. Вышивают по полотну, которое растворяется в воде, и остаётся лишь кружево.

И всё же сделанное руками теплее и ценится выше.

– Машинное кружевоплетение отличается от ручного, это заметно невооружённым взглядом. Вроде, можно задать машине рисунок, и она должна повторить в точности, но даже самый современный робот не может так выплести, как человек. Кружево, состоящее из мельчайших петель, машина повторить не может. Для этого нужно создать робота, который может имитировать пальцы человека, – объясняет Иля Верещагина.

Сергей Виноградов

Источник