13 лет назад в «Ленкоме» поселился родной брат барона Мюнхгаузена. Он непредсказуемый, странный и милый. Его друзья — олени и тролли, и зовут его Пер Гюнт. Он не такой как все и похож на каждого из нас.
Своими впечатлениями о спектакле делится Виктория Христова, журналист их Монреаля.
Сегодня одному из моих самых любимых ленкомовских спектаклей – тринадцать лет. Ну и что, что дата совсем не круглая! Не дата здесь важна, а потрясающее действо, которое до сих пор является одним из моих самых любимых на сцене самого дорогого для меня театра!
«Пер Гюнт» — сегодня я о нем! «Пера Гюнта» я увидела случайно. Совершенно случайно, даже не планируя. Несколько лет назад, признаюсь, к моему стыду, Ибсен для меня был каким-то поверхностным автором. Помню, как дождливыми израильскими вечерами я читала и «Кукольный дом», и «Дикую утку», и «Доктора Стокмана», который, кстати, среди прочего, понравился мне больше всего…
А вот до «Пера Гюнта» как-то не добралась. И когда меня поставили перед выбором, куда идти: на «День опричника» или на «Пера Гюнта», то прочитав список задействованных актеров, выбрала второй из спектаклей.
Дело было около восьми лет назад. Несмотря на то, что, в общем, многие из ведущих актеров «Ленкома» играли в двух этих постановках, пару имен, которые были задействованы в «Опричнике» и уже тогда были не очень милы моему сердцу, сыграли свою роль.
Аргумент: «А ты в курсе, что на премьере все цветы достались Захаровой» – был решающим! И мы пошли на «Пера Гюнта». Справедливости ради скажу, что «День опричника» я посмотрела год спустя.
С чего начать? Наверное, с того, что я не пожалела о принятом решении и о своем выборе. Все знают, что Марк Анатольевич, светлая ему память, стал родоначальником рок-опер на сцене классического репертуарного театра. Но не только, хотя, почему-то, об этом не говорят. Или же я не слышала. На мой взгляд, он создал еще один жанр, название которому мне несколько трудоемко подобрать. Ну, давайте назовем его «музыкальный блокбастер» или «музыкальный триллер», что звучит как-то сродни аксюморону, но все же. Может, специалисты раздавать названия и приклеивать ярлыки смогут со временем понять и охарактеризовать это как-то иначе. Но это точно не мюзикл, ибо живого пения артистов там практически нет. То есть, оно есть, но крайне минимизировано.
Я вижу название жанра именно таковым. Итак, молодой, невероятно зажигательный, с пробирающе-светящимся взглядом, лучи которого невольно ощущаешь на себе, даже сидя в зрительном зале, Пер. И совершенно азартная тусовка, массовка, вечно движущаяся, притягивающая взоры, цепляющая… И куб… На иссиня-черном, практически антрацитовом фоне, как принято было говорить у нас на Донбассе, он меняет свою наполняемость: то это пенаты Сольвейг, то некий, совершенно антипатичный мир троллей, смутьянов, глумцов… Такое вот двоично-бинарное назначение – свет и тьма, вершина и забвение, Альфа и Омега…
И сидя в зале, пару раз перекинувшись репликами со своими друзьями, я почему-то ловила себя на мысли, что это не просто спектакль. Знаете, в музыке есть термин «Попурри», когда звучит музыкальный ряд, состоящий из фрагментов известных произведений (песен, зачастую). Вот такое попурри из захаровских шедевров несколько раз ударяло мне в сознание.
Ну, давайте, кто видел, вспомним. Хотя бы начнем с фантазий самого Пера – Мюнхгаузен в чистом виде. Даже, возможно, более азартный и наделенный более широкой и глубокой фантазией. Короче, идеальный выдумщик.
Далее. Тиран с перекособоченной короной и какими-то нелепыми усами отсылает нас к «Обыкновенному чуду». Хотя, как бы в этом фильме король не был: «Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен», обаянию как самого короля, так и сыгравшего его актера – нет равных. И этот, с перекособоченной короной – даже не реплика. Некая пародия. Ну, по Сеньке и шапка, собственно. То есть – корона. Давайте дальше. Общество, в котором живет и даже пытается выжить Пер – это некая психбольница, в которой искорежено очень многое. А вот это, как по мне, некий отсыл к Макмерфи из «Пролетая над гнездом кукушки», хотя это и не спектакль Марка Анатольевича.