В Канаде завершился III Всеканадский конкурс сочинений на русском языке. В номинации «Родной язык–русский» победила Людмила Иванова, 15 лет. Девочка занимается в детском центре «Мечта» (Монреаль). Победительница конкурса была награждена книгой и премией в размере 1000 канадских долларов.
Ежегодный конкурс сочинений организует Carleton University при поддержке Russia-Canada Business Council и Посольства РФ в Канаде. В этом года тема сочинения была приурочена к 75-ти летию Победы в Великой Отечественной войне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
Жюри отметило уникальность и искренность сочинения Люси следующими словами: “The idea to conclude it with a letter to all relatives who fought, died, or survived the WWII is unique and lovely! Необыкновенно трогательное, искренне и прекрасное сочинение. Удивительное обращение – как лозунг всего конкурса: «Дорогие мои пра»! Спасибо за такой прекрасный и умный текст”.
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»
Скоро будем отмечать 75 лет нашей Победы. Я пишу нашей, хотя я не воевала и не работала в тылу. Но Победа и моя тоже, потому что её делал мой народ и мои родные: одни воевали, другие много и тяжело работали в тылу. Из моих родных прадедушек воевал один, дедушка папы, Иванов Степан. Он умер от ран уже после войны, в 1947 году. Прадедушки со стороны мамы не воевали, у них была «бронь»: один, Трофимов Илья Григорьевич, служил в милиции, другой – Лаптев Серапион Сергеевич, был машинистом паровоза, затем начальником крупной узловой железнодорожной станции Выя на Урале, но несколько раз водил эшелоны с техникой и продовольствием на фронт и попадал под бомбёжку.
Но воевали их братья и сыновья. Дедушкин старший брат, Михаил Ильич Трофимов, приписал себе года и в 16 лет оказался на фронте. Войну закончил в Берлине в 19 лет.
Единственный брат моей прабабушки, Михаил Петрович Зуев, погиб в болотах Белоруссии. Но это выяснилось только в середине 90-ых годов, благодаря поисковым отрядам. Талантливому юноше, который прекрасно рисовал, было всего 19!
Виктор Сергеевич Лаптев, дядя моей бабушки, воевал, был капитаном, будучи тяжело раненым, попал в плен. Немецкие врачи оттачивали методики операций на таких, как наш дядя Витя. Они его вылечили, и он работал в подземных заводах Круппа. Несколько раз бежал из плена, попал к своим, разжаловали до рядового – и отправили снова на фронт. Закончил войну в Берлине в чине капитана. Так в семье его и звали: «Капитан».
Его старший брат, Николай Сергеевич, был десантником, защищал Москву в 1941.
Ещё всю войну прошёл дядя моего прадедушки –Глазунов Григорий Иванович. О нём я расскажу поподробнее: он – наша семейная гордость! Родился он 8 августа 1918 года в деревне Ванюшина (именно «а», так на Среднем Урале называются многие деревни!) Окончил 7-летку и работал машинистом на железной дороге. А в 1939 году был призван в Красную армию. Служил в Монголии. Началась Великая Отечественная война, и их 149-ую стрелковую бригаду перебросили на Сталинградский фронт. И с августа 1942 по 1 февраля 1943, когда эта битва закончилась, Григорий Иванович многократно проявлял мужество и отвагу: обеспечивал связь командира батальона на наблюдательном пункте под артиллерийским обстрелом прямой наводкой, был засыпан в блиндаже рухнувшей стеной, но самостоятельно выбрался, восстановил свою рацию и продолжил работу в эфире. За эти бои награжден медалью «За оборону Сталинграда» и орденом Красной Звезды.
А 29 сентября 1943 года начальник радиостанции 139-ой гвардейской отдельной роты связи (Степной фронт, 37-ая армия,92-ая гвардейская стрелковая дивизия) Глазунов Григорий форсировал Днепр в районе села Келеберда Полтавской области на Украине. Лодка была потоплена, но он сумел доставить радиостанцию на западный берег вплавь, бесперебойно передавая информацию в штаб и вызывая огонь нашей артиллерии из-за Днепра.
1 октября противник оттеснил наши войска к берегу, ситуация была критической. Двое радистов были убиты, а Григорий был тяжело контужен (ком земли от взрыва попал в голову, до конца жизни щека была чуть припухшей!) Но вместе с сержантом Горобцом они починили рацию под огнём противника, вышли на связь и вызвали огонь на себя. Положение было спасено, фашисты отступили, наши войска закрепились на западном берегу Днепра. Невзирая на контузию, Григорий Иванович оставался на плацдарме и в последующие дни, бесперебойно работая в эфире. Указом Президиума Верховного Совета от 20 декабря 1943 года Глазунову Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
После лечения в госпитале вернулся в строй. Освобождал Одессу, Молдавию, Югославию, Венгрию и Австрию.
После Победы служил в Южной группе войск на территории Румынии. Только через год, в мае 1946 года, его демобилизовали. В тот же год вступил в партию.
Вернулся домой и продолжал работать на железной дороге.
Никто из них практически ничего не рассказывал о войне и о пережитом. По окончании войны вернулись, работали, никогда не кичились тем, что они фронтовики и им кто-то что-то должен. О том, что дядя Гриша – Герой Советского Союза, узнали совершенно случайно в 70-ых годах. Григорий Иванович – почётный гражданин города Нижняя Тура, где он жил последние годы жизни. Умер он в 1989 году, школа №5 города Нижняя Тура носит его имя.
Я так жалею, что ни с кем из моих родственников я не могу поговорить, потому что они ушли, когда меня ещё не было на свете. Но я могу написать им письмо!
Кому из них писать? Буду писать всем!
Дорогие мои пра!
Девятого мая будет семьдесят пять лет, как закончилась эта страшная война, унесшая жизни 27 миллионов советских людей. Боль от этих потерь не ослабевает.
Что можно сказать вам, если я ощущаю тот ужас 16-летнего лопоухого мальчишки, когда на них, необстрелянных, пошли немецкие танки. И сколько мужества надо иметь, чтобы распрямиться и сделать так, чтобы эти танки горели!
Я ощущаю холод октябрьской воды Днепра и отчаяние, что смерти погибших товарищей могут стать напрасными, поэтому и вызываю огонь на себя!
Я вместе с дядей Колей мучаюсь отчаянием от того, что фашисты уже рядом с Москвой, а они, сильные и здоровые мужики сидят в резерве (в случае прорыва их бы сбросили с парашютов в место прорыва).
Я чувствую голод, который испытывал дядя Витя в плену, и ту надежду, которая позволяла ему жить и снова и снова пытаться вырваться. Кстати, твои молитвы, которые написала твоя мама, моя прапрабабушка, Евгения Степановна, и которые ты пронес через все испытания, теперь у нас. Это наша семейная реликвия, с которой моя мама не расстается.
И все говорят, что у меня способности к музыке и рисованию, как и у тебя, дядя Миша… Единственный сын и семь дочерей… И его убивают! Талантливого, юного. Любимого всеми! Моя прабабушка и все её сестры не могли слышать немецкую речь. Мама вспоминает, что они старались вида не показывать, но плечиками передергивали.
Это все во мне… И у меня так же сжимаются кулаки, когда я слышу «Вставай, страна огромная», и я плачу, когда слышу «Журавлей», и для меня День Победы – это праздник со слезами на глазах!
Спасибо вам, за то, что вы приближали как могли, нашу Победу, за то, что мы живем в мире, за гордость, которую я испытываю за свой народ, который одолел этого зверя – фашизм!
И я буду доброй, как прапрадедушка Илья, выдержанной, как дядя Миша, весёлой и озорной, как дядя Витя, вдумчивой, как дядя Коля, скромной, как дядя Гриша… Они все живут во мне! Спасибо этому заданию, благодаря которому я почувствовала эту связь поколений, когда вечерами мы с мамой и папой вспоминали вас, восстанавливая по крупицам крошки воспоминаний и семейные предания.
Дорогие мои! Когда у меня будут дети, я расскажу им о вас, я не прерву эту ниточку, которая связывает меня с вами, мои родные!
Автор: Людмила Иванова, 15 лет. Детский Центр “Мечта”. Монреаль, Канада.