ГУЛЯ ЯМАЛЕЕВА: “УЧИТЕЛЬ НЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ, ОН ИХ ЗАДАЕТ”

Нина Герасимова рассказывает о своей встрече с Гулей Ямалеевой — педагогом, журналистом, наставником, энтузиастом из Ванкувера.

«Я познакомилась с Гулей Ямалеевой три года назад, когда привела свою дочку в актерскую студию театра «ДОМ». И с того момента Гуля продолжает меня удивлять. У нее абсолютно нестандартное мышление; она непредсказуема, она человек, который ставит невероятные задачи и с азартом их реализовывает, от ее сумасшедших идей просто кружится голова.

Мне все это очень импонирует, и  поэтому я с удовольствием уже третий год работаю с Гулей и командой ДОМ над проектом новогодней Ёлки. В ходе проекта возникали и возникают  разные ситуации, очень часто непростые. И я с восторгом наблюдала, как  Гуле удаётся все это преодолевать и доводить проект до финала с потрясающим результатом.

Мне захотелось узнать о ней побольше, и я начала задавать ей разные  вопросы. То, что я услышала, мне показалось таким интересным, что я решила  опубликовать наш разговор в виде интервью.

— Ёлка – это большой волонтёрский проект! Я понимаю, финансовой выгоды в нем нет. Создать себе имя ты тоже не ставишь задачей. Зачем тогда ты его делаешь?
— В этом проекте есть все, что я люблю в жизни – праздник, музыка, сказки, театр, дети. Это моя стихия. И мне все равно, сколько я затрачиваю энергии. Лучше вкладывать время и силы в создание новогодней сказки, чем во что-то другое. Я так выбрала.

— В любом проекте всегда есть сложные ситуации. Как ты справляешься? Какой твой “секретный” метод?
— Не помню ни одной сложной ситуации… Но если серьезно, то есть у меня одна «секретная» формула, и  она звучит так: «все люди – разные». Я осознаю, что у людей есть свои приоритеты в жизни,  свои цели и  свои представления о нормах морали.  Я не оцениваю и не осуждаю. Я просто говорю себе: «Все люди – разные». И отпускаю напряжение.

— Как ты считаешь, что в проекте Елки самое уникальное и важное?
— Не смогу сказать за всех, у каждого участника свое что-то «важное». Для меня, как для мамы, важно то, что мой ребенок с раннего возраста приобрел опыт «успеха».
Она увидела в реальности, как это делается, сколько нужно усилий и каков он на вкус, этот «успех». В понятие «успех» прежде всего входит победа над собой; над своим неумением, страхом и волнением. Она увидела, что награда за эту победу очень высока. Она получила сполна аплодисменты зрителей, смех в зале и любовь маленьких детей. Она пойдет по жизни с этим опытом и уже не перепутает этот вкус «успеха» ни с чем.
Я считаю, что для ребенка очень важно приобрести такой опыт. Она будет лучше знать, куда идти и что делать.

— Я знаю, ты закончила сценарный факультет ВГИКа. Ты работала как сценарист в России?
— Я работала ведущей на телевидении и была режиссером рекламы. Снимала рекламные ролики и фильмы.

— А как же так получилось, что в Ванкувере ты создала театр и ставишь спектакли как режиссер?
— Это парадокс. И на твой вопрос я сама не знаю ответа.  Сама история создания театра «ДОМ» длинновата для интервью. Я просто скажу, что создавать театр не входило в мои планы. Я написала пьесу «Новогодние приключения Кота в сапогах», и она мне очень нравилась. Если пьеса есть, ее надо ставить, иначе она не имеет смысла. Пьеса – не самостоятельное литературное произведение. Мы сделали спектакль, а потом постепенно проект новогоднего представления перерос свою задачу и стал театром, со своими традициями, приемами и принципами. Вот так. Если говорить коротко.

— Ты занималась гимнастикой с детства? Я видела, как ты делаешь стойку на руках.
— Нет, я не гимнастка и никогда ею не была. Я занимаюсь йогой. И научиться делать стойку на руках была моей задачей в прошлом году. И я научилась.

— Зачем?
— Это была борьба со страхом. Я очень боялась встать на руки. Мне казалось, что это неестественно для человека. Но я чувствовала, что мне это нужно. И правда, когда я, наконец, в первый раз сделала стойку, то  пережила потрясающее ощущение легкости и свободы.  Кроме того, постоять вниз головой очень полезно для позвоночника. Попробуй!

— Спасибо. Как-нибудь в  другой раз.
— А зря…

— Ты работаешь учителем английского языка?
— Да. Преподаю язык для новоприбывших иммигрантов.

— Ты об этой профессии мечтала с детства?
— Шутишь? Я с детства мечтала знать английский язык. И, помню, не могла дождаться, когда перейду в пятый класс, чтобы начать изучать язык. Но в школе его я так и не изучила.

— И теперь ты его знаешь в совершенстве?
— Фраза «знание иностранного языка в совершенстве» – это фразеологическая абракадабра. Если язык «иностранный», ты не можешь знать его  «в совершенстве». Мы учим иностранный язык всю жизнь. Язык, как и культура, бездонны. И мы никогда не дойдем до абсолютного знания.

— Да. Но как же ты обучаешь языку, если ты не носитель и не владеешь языком в совершенстве?
— У меня его достаточно, чтобы обучать иммигрантов, это во-первых. А, во-вторых, учитель не должен знать свой предмет на 100 процентов, он должен уметь учить. Физик и учитель физики – это две разные профессии.

— А если ученики спросят что-то, а ты не знаешь?
— Учитель не отвечает на вопросы, он их задает. И в колледже нас усиленно натаскивали на умение задавать вопросы. Если на вопрос отвечает учитель, то ученик пассивен. Если ученик задает вопрос и сам находит на него ответ, то он активен.

— Страшно было в первый раз войти в класс?
— До тошноты. Я этот страх испытывала каждый день первые 7 месяцев. Сейчас уже проще, и я начала получать  удовольствие от работы. Мои уроки интерактивные, я постоянно играю с учениками и даже делаю с ними гимнастику и танцую.  В движении люди лучше запоминают новые слова и лучше видят контекст, в котором эти слова используются.

— Так вот почему на репетициях мы часто играем в разные игры!
— Да! В игре человек обучается лучше. И потом, во время игры учитель может хранить полное молчание и дать возможность ученикам быть активнее. А молчащий учитель – это суперпрофессионализм, огромное мастерство.

— А разве учитель должен мало говорить?
— В идеале, он вообще должен молчать. Чем меньше говорит учитель, тем больше говорит ученик. Если учитель много говорит на уроке, это означает, что он ленив или недостаточно владеет профессией.

— Твои педагогические приемчики я испытала и на себе. Никогда не забуду, как ты меня посадила за руль. Благодаря тебе, я теперь благополучно вожу машину.
— Если б я не поставила тебя в условия, когда другого выхода нет,  ты до сих пор бы ходила пешком и вытирала бы пыль в машине.

— И ездила бы на общественном транспорте.
— Что, в целом, неплохо, но иногда неудобно.

— Давай поговорим о планах. Есть какие-нибудь идеи на будущее?
— Есть. Я сейчас поступаю в университет. Хочу сделать Master Degree и написать диссертацию.

— А зачем?
— На английском языке я еще диссертацию не писала. Надо попробовать.

— Ты всегда так выходишь из зоны комфорта?
— Каждый день.

— Расскажи историю про то, как ты учила танцевать 600 человек.
— Это было на корпоративе в организации, где я работаю. Я только устроилась и не знала, как проходят наши вечеринки. Поспрашивала у коллег, и они сказали, что все сидят и едят в течение … 6 часов. Я подумала, что для меня это слишком будет сложно и записалась участвовать в концертной программе. Потом подумала, что бы такое сделать, чтобы всем было весело, и решила, что буду учить танцевать.

— Ты учитель танцев?
— Нет, я даже танцевать никогда не училась. Но я никого не обманывала. Перед выступлением я всем так и сказала, что сейчас впервые буду учить танцевать.  Подняла всех из-за столов, показала им пять движений, спросила, готовы ли все к музыке. И включила музыку.

— Так все просто?
— Нет, конечно. Я когда вышла на сцену и увидела 600  взрослых людей, сидящих за столами и переваривающих плотную пищу, то подумала, что, наверное, в этот раз я хватила лишку. Но потом… ничего, взяла микрофон, и все оторвались от тарелок. Было весело. Зато теперь меня в организации знают все.

— Есть ли у тебя девиз по жизни? Или какое известное изречение или фраза тебе близки?
— Мне нравится изречение Микеланджело. «Проблема не в том, что люди ставят очень большие задачи и не осуществляют их; дело в другом, люди ставят слишком маленькие задачи и выполняют их».

— А что ты больше всего любишь в своей жизни?
— Я люблю своего мужа. Мне с ним очень весело. Мы вместе придумываем что-нибудь интересное, а потом это осуществляем.

— А какой был самый интересный ваш совместный проект?
— Мы родили и вырастили троих детей. Не думаю, что мы можем придумать что-то более увлекательное и более захватывающее. На самом деле, этот проект еще в процессе; нашей младшей дочери 14, и мы каждый день узнаем что-то новое о себе и мире.

— Пожелаешь что-то читателям на Новый год?
— Я желаю всем научиться делать стойку на руках! Попробуйте! Не пожалеете».

Mатериал из интернет-журнала «Ванкувер и мы»