В рамках форума прошла дискуссия «Русский голос в современном мире: интеграция или обособление». Её участники обсудили те проблемы, которые возникают перед русскоязычными СМИ и журналистами в условиях информационной войны, а также поговорили о новых технологиях, которые могут позволить донести «русский голос» до широкой аудитории даже в условиях, казалось бы, абсолютного превосходства западных медиагигантов.
Председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин сразу обозначил, где русскоязычная журналистика имеет преимущество, – это евразийское пространство. По его мнению, на современном этапе евразийской интеграции русский язык становится конкурентным преимуществом. Именно русскоязычный медиапродукт и надо продвигать на евразийском рынке, уверен он.
Вице-президент Международной федерации журналистов Тимур Шафир предложил использовать хорошо известные западные технологии для создания пула зарубежных журналистов, благожелательно настроенных по отношению к России. Это могут быть как русскоязычные журналисты, так и их коллеги-иностранцы, которые интересуются русской культурой, тем, что происходит в нашей стране, и хотят сами во всём разобраться, а не следовать навязываемым стереотипам. Тем более, что существуют регионы мира – Ближний Восток, Латинская Америка и др., – где интерес к России традиционно велик. Для этого необходимо проводить медиатренинги, выдавать гранты, привозить журналистов в Россию и знакомить их с нашей страной. Он напомнил, что в России стремительно развиваются технологии вещания, возникают современные медиаплощадки, поэтому у нас есть чему поучиться и в чисто профессиональном плане.
Похожей мыслью поделился представитель Россотрудничества Андрей Коваленко, который рассказал о программах его ведомства, рассчитанных на молодёжь русского зарубежья. Он поддержал идею проведения культурно-ознакомительных обменов для журналистов и призвал молодых журналистов за рубежом подавать соответствующие заявки в Российские центры науки и культуры, которые существуют в 80 странах. Чиновник отметил, что иностранные журналисты особенно зашорены при взгляде на Россию. «Мы их привозим сюда, обмениваемся опытом, они отсюда уезжают с широко открытыми глазами», – сказал он.
Хорошим примером подобных современных ресурсов является агентство видеоновостей Ruptly, входящее в медиахолдинг RT, прославившееся недавно видеосюжетом об аресте Джулиана Ассанжа в Лондоне. CEO видеоагенства Динара Токтосунова отметила, что для завоевания своей ниши на рынке очень важно экспериментировать с форматами и говорить о том, о чём предпочитают молчать местные СМИ. Она убеждена, что есть «потрясающие русские истории», которые вполне могут обратить на себя внимание в мире, – при грамотной подаче и использовании современных технологий. Однако не стоит зацикливаться на собственно России – по её мнению, нужно транслировать в мир мнение России по самым различным вопросам.
Подробности в репортаже редакции портала «Русский мир»