Как наши соотечественники, живущие за рубежом, могут как можно быстрее получить или восстановить российское гражданство? Какие проблемы стоят на этом пути?
В «Парламентской газете» опубликовано интервью с Валентиной Казаковой, начальником Главного управления по вопросам миграции МВД России, в котором чиновник отвечат на вопросы, касающиеся всех российских соотечественников, проживающихза рубежом.
Поток мигрантов в Россию в прошлом году уменьшился на 4,4 процента по сравнению с 2017 годом. Однако эти показатели говорят не о снижении миграционной привлекательности нашей страны, а о возвращении к штатной ситуации, установившейся до 2014 года. При этом число желающих не просто работать, а навсегда обосноваться в России, неуклонно растет. Если сравнивать прошлый год с 2013-м, то число иностранцев, получающих российское гражданство, выросло в два раза. Лидеры по числу таких обращений — граждане Донецкой и Луганской народных республик и Украины.
— Валентина Львовна, вопрос номер один последних нескольких месяцев — это оформление российского гражданства жителями Донецкой и Луганской народных республик. Расскажите, как проходит этот процесс? Сколько уже людей пожелали воспользоваться этим механизмом?
— Для начала все же напомню: Президент России Владимир Путин подписал два указа, в которых определены категории лиц, которые имеют право обратиться с заявлениями о приобретении российского гражданства в упрощенном порядке.
Под действие первого указа подпадают люди, которые сейчас проживают на территории Донецкой и Луганской народных республик. Они обращаются с заявлениями к властям республик, но сами документы передаются на рассмотрение в Ростовскую область, где работают наши подразделения. За прошедшее время от граждан ДНР и ЛНР уже принято более 20 тысяч заявлений.
Второй указ касается граждан Украины, которые сейчас проживают в России и имеют различные статусные документы (разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников). Но речь идет только о тех из них, кто на дату начала внутриполитического кризиса на Украине проживал в Донецкой и Луганской областях (на 7 апреля и 27 апреля 2014 года соответственно). Эти люди могут подать документы в территориальный орган МВД России по месту пребывания или проживания. На сегодняшний день к нам обратилось уже порядка 13 тысяч человек.
Напомню, что указом №187 упрощенный порядок приобретения российского гражданства установлен еще для нескольких категорий, в том числе для граждан Украины, которые проживают в Крыму, но выехали за его пределы до 18 марта 2014 года, когда полуостров воссоединился с Россией. Кроме того, этот указ касается граждан, которые были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а еще — граждан Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также детей, супругов и родителей перечисленных лиц.
— Готовятся ли подобные упрощения для других соотечественников?
— У нас и в действующем законодательстве установлены различные основания для приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Например, такое право имеют носители русского языка и участники госпрограммы содействия переселению соотечественников в Россию.
И сами упрощенные механизмы для этих категорий совершенствуются. Например, с марта участники госпрограммы могут подать заявления о приеме в гражданство не только по месту жительства, но и по месту пребывания, то есть им уже необязательно иметь постоянную регистрацию для этого.
Если помните, не так давно президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики на 2019 — 2025 годы. Она предусматривает совершенствование процедур приобретения российского гражданства, в том числе студентами и выпускниками учебных заведений, высококвалифицированными специалистами.
— К слову о госпрограмме: на фоне объявленной президентом кампании по либерализации миграционного режима и появившихся новых упрощенных механизмов для натурализации она выглядит более сложной. Останется ли эта программа востребованной, на ваш взгляд?
— Госпрограмма остается востребованной среди граждан как постсоветских стран, так и дальнего зарубежья. Потому что, кроме упрощенного порядка оформления правового статуса на территории России, ее участникам предоставляется значительный набор преимуществ перед людьми, переезжающими в Россию самостоятельно. Льготы для них установлены и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации, которые принимают соотечественников.
Базовые преференции финансового характера определены в самой программе и федеральном законодательстве. Это в том числе компенсация проезда и провоза багажа, выплата пособия на обустройство, беспошлинный ввоз личного имущества, включая автомобиль, компенсация расходов на уплату госпошлин на оформление правового статуса в России, а также консульского сбора за оформление визы и за прием заявления на временное проживание в России за рубежом. Для участников госпрограммы и членов их семей с первого дня пребывания в России установлена пониженная 13-процентная ставка подоходного налога.
— Как эта программа может измениться в ближайшее время?
— Работа по совершенствованию правовых основ добровольного переселения соотечественников идет на постоянной основе. В 2018 году президент подписал указ, который расширил условия участия в ней. Например, теперь статус члена семьи участника госпрограммы сохраняется для супругов, которые указаны в свидетельстве участника, даже в случае расторжения брака. Кроме того, соотечественники получили право повторно участвовать в госпрограмме, если до этого они добровольно вышли из нее и возместили государству все затраты.
В перспективе будет увеличен с трех до пяти лет срок действия свидетельства участника госпрограммы, а также расширен круг лиц, которые считаются членами его семьи. Также планируется ввести дополнительные меры социальной поддержки на жилищное обустройство для тех, кто переезжает в Дальневосточный округ. Все эти изменения заложены в проектах указа президента и постановления Правительства, которые разрабатываются в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации упомянутой мной Концепции миграционной политики.
— Эксперты полагают, что количество участников этой программы все же снижается…
— В прошлом году по госпрограмме к нам в страну переселилось более ста тысяч человек. То есть всего население страны за 2018 год пополнилось на 268 тысяч новых граждан и из них почти половина (47 процентов) — участники госпрограммы и члены их семей. А замеченное снижение показателей госпрограммы связано с тем, что переселенцы используют новые альтернативные механизмы, позволяющие вступить в гражданство в упрощенном порядке.
— Может, дело еще и в общем сокращении миграционного потока? По данным Росстата, в 2018 году прирост мигрантов сократился почти на 40 процентов. С чем это связано? В Россию уже приехали все, кто хотел?
— Вообще методология оценки численности мигрантов у Росстата и МВД России отличается. Для расчета постоянного населения страны Росстат учитывает число прибывающих на более долгосрочный период (на срок девять месяцев и выше), в то время как мы ориентируемся на учет всех иностранных граждан — и прибывающих, и находящихся здесь.
— Сколько же сейчас в России иностранных граждан?
— По данным нашей ведомственной статистической отчетности, сегодня в стране находится свыше десяти миллионов иностранных граждан. Преимущественно люди приезжают из стран СНГ. Самая большая по численности категория — это трудовые мигранты, которых насчитывается более четырех миллионов человек. Причем последнее время неуклонно растет число иностранцев, которые работают здесь легально. Как следствие, снижается уровень нелегальной составляющей.
— По расчетам вашего ведомства миграционный поток как-то меняется?
— Да, мы тоже отмечаем снижение потоков, хотя и незначительное. И их характер и направление существенно не меняются, а миграционные процессы в целом остаются предсказуемыми и контролируемыми. За прошлый год в Россию прибыло 16,8 миллиона иностранных граждан, что на 4,4 процента меньше, чем в 2017 году. Это может быть связано как с пожеланиями самих мигрантов, так и с геополитической обстановкой в странах исхода.
При этом нужно вот на что обратить внимание: учитывая произошедшие события на Украине и в Донбассе, миграционный поток в нашу страну в 2014 году значительно превысил показатели предыдущих лет. Так что можно сказать, что в настоящее время ситуация просто выравнялась.
Вместе с тем количество людей, которые хотят приобрести гражданство Российской Федерации, растет ежегодно. Если сравнить 2018 год с 2013-м, то число иностранцев, ставших российскими гражданами, возросло в два раза. Всего же за прошедшие пять с половиной лет российское гражданство приобрели почти 1,4 миллиона человек.
Мне хотелось бы отметить, что сейчас мы наблюдаем ежедневный рост числа обращений украинцев, желающих приобрести российское гражданство.
— А сколько граждан Украины сегодня потенциально могут получить российские паспорта?
— Сейчас в России проживает порядка 80 тысяч граждан Украины, имеющих статус беженца либо получивших временное убежище в России. Еще 150 тысяч переселенцев из этой страны имеют разрешение на временное проживание и 170 тысяч — вид на жительство. Все они являются потенциальными соискателями российского гражданства.
— В заключение вопрос о тех, кто только готовится приехать к нам в Россию. С какими главными трудностями, по вашим наблюдениям, сталкиваются мигранты? Как они могут их избежать?
— Безусловно, существуют проблемы, с которыми сталкиваются все приезжие в любой стране. Обжиться на новом месте и адаптироваться к новым условиям жизни — задача не из легких. И здесь многое зависит от действий самого человека. В первую очередь иностранному гражданину нужно заблаговременно определить цель своего пребывания в стране, так как нелегальный статус ставит мигранта вне общества, а все его отношения с принимающей стороной приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений мигрантов с государством пребывания, в том числе и в сфере трудовой деятельности.
При этом для иностранных граждан, которые хотят легально находиться в России, сегодня созданы все условия. Перечень документов, дающих право законного пребывания на территории нашего государства, приемлем и понятен. Сбор необходимых документов не составит большого труда для иностранцев, которые владеют основами русского языка и не имеют общественно опасных заболеваний. В ряде регионов работают многофункциональные миграционные центры, которые позволяют в максимально комфортных условиях получить весь комплекс государственных услуг.
Чтобы избежать проблем, не надо обращаться в различные фирмы, предлагающие помощь в оформлении документов. Многие приезжие могут даже не подозревать, что эти документы фальшивые. А ведь такие услуги стоят немало! Уверяю, поддельность рано или поздно обнаружится.
Без оформления правовых документов иностранные граждане не могут быть в полной мере социализированы и защищены, они будут ущемлены в своих правах. Одновременно хочу подчеркнуть, что государству важно и нужно поддерживать мигрантов, которые не нарушают требования российского законодательства и стремятся к адаптации и интеграции в региональную специфику, потому как законная миграция отражает социально-экономические и демографические потребности нашей страны.
«Парламентская газета»