Уроки русского в канадской школе. Интервью с учителем РКИ в Оттаве

Интернациональная школа Св.Кирилла и Мефодия по изучению русского языка открылась в Оттаве больше двадцати лет назад, в ее коллективе работают высококвалифицированные, опытные и мудрые учителя. Это талантливые, высокоодаренные творческие личности, настоящие энтузиасты своего дела.

Оттавский культурно-образовательный центр “Родник” – одно из старейших учебно-развивающих заведений Канады. Основанный в 1976 г. как русская школа Свв.Кирилла и Мефодия Отцом Димитрием Севером, настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы Московского Патриархата,  центр с годами стал поистине местом, где не только дети, но и их родители имеют прекрасную возможность продолжать общаться в привычном для нас языковом и культурном обществе.

Культурно-образовательный центр «Родник» продолжает знакомить читателей с преподавателями  центра.

Сегодня состоялась беседа с учителем РКИ (русский как иностранный) Мариной Кочетовой.

— Расскажите немного о себе, пожалуйста.

— В Канаду я приехала в далёком 1998 году. Окончила факультет иностранных языков ТГПИ им. Толстого в России, а в Карлтонском университете Оттавы в Канаде магистратуру по прикладной лингвистике.

Преподавала английский язык в средней школе в России, русский в дипломатической школе в Австралии, университете Ковентри в Англии, в Канаде продолжаю заниматься преподавательской деятельностью, а параллельно пишу, в том числе авторские статьи в русскоязычную газету в Оттаве.

Я автор шести книг в жанре публицистики, последняя из которых находится в печати. Среди моих учеников есть много известных людей, звёзд мирового балета и высокопоставленных дипломатов.

— Как давно вы работаете в русской школе, почему решили тут работать, что эта работа вам дает, что в ней нравится ?

— В школе работаю с 2016 года, считаю это интересным и необходимым для здорового жизненного баланса. Дети заряжают особой энергией, помогают взглянуть на мир под другим углом. Когда на твоих глазах бутоны превращаются в цветы, и происходит это не без твоего участия, испытываешь особые чувства.

— Чем отличается класс РКИ? Какие возможности дает?

— Если все остальные классы занимаются строго по учебным программам российских школ, опираясь на те же учебники, по которым происходит обучение в России, в моём случае учебный процесс строится, в первую очередь, на креативном подходе учителя. При наличии некоторых учебных пособий, всё-таки нет единого учебника и обязательной программы обучения.

Нет и быть не может, поскольку в класс РКИ приходят дети разных возрастов и уровней владения языком. В большинстве своём это дети, не говорящие дома по-русски, как правило, хотя бы один из родителей у них не знает русского языка.

Моя задача – привить им любовь к русскому языку и русской культуре, научить разговаривать, читать и писать. Однако, чтение и письмо в этом случае вторичны, так как являются вспомогательным средством для овладения разговорной речью.

Занимаясь любым иностранным языком раз в неделю, далеко не уедешь – нужна регулярная практика. Поэтому задача учителя – заинтересовать учеников. А тут единого рецепта не существует. Без индивидуального подхода не обойтись.

— Расскажите, какие методики вы применяете в обучении, как заинтересовываете ребят?

— Все свои уроки я провожу в игровой форме – именно в таком формате дети чувствуют себя комфортно. Иногда доходит до смешного – играем весь день, а за полчаса до того, как школа заканчивается, ученики вдруг задают вопрос: » А урок у нас сегодня будет?»

Это забавно! Ребята вовлекаются в игру, увлекаются игрой и забывают, что они в школе, не осознавая, что игра – это и есть урок!

Никогда не показываю на уроках видео – времени на это нет. Видео и дома можно посмотреть. А я прихожу в класс, чтобы создать речевые ситуации, в которых ученикам захочется высказаться, выразить своё мнение. Имея многолетний опыт преподавания, я легко нахожу подход к разным типам учеников. Главное – разглядеть в каждом личность и относиться к этой личности с уважением. Секретов много, ведь думающий учитель – своего рода фокусник, умеющий творить чудеса.

Беседовал Культурно-образовательный центр «Родник»