Москва тургеневская. 202 года со дня рождения Ивана Тургенева
9 ноября 1818 года в полдень в Орле, в семье ротмистра Кавалергардского полка Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Тургеневой родился сын Иван. Благодаря потомкам и поклонникам Ивана Сергеевича Тургенева до наших времен дошли фотографии, рисунки, документы, которые прибавляют новые штрихи к дорогому образу великого русского писателя. Все, что связано с ним и его творчеством, стало для нас национальной реликвией.
Предки писателя были коренными москвичами и владели домами едва ли не по всей Москве. Несмотря на то, что почти все родовые особняки сгорели в пожаре 1812 года, из московских тургеневских адресов может получиться внушительный список. Пожалуй, самый известный из них – «дом Муму» на Остоженке. Помните? «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней…».
Ампирный деревянный особнячок, построенный после пожара, в 1819 году, был предназначен для сдачи внаём и часто менял квартирантов. Мать писателя – Варвара Петровна Тургенева – поселилась в этом доме осенью 1840 года и прожила здесь десять лет, до своей смерти. Тургенев бывал здесь часто, иногда жил по несколько месяцев, занимая комнату в антресолях.
На полу одного из залов вы обнаружите разбитый портрет – память о семейной ссоре, точку в которой поставила властная Варвара Петровна…
В 1838 году Тургенев едва не погиб во время пожара на пароходе, на котором он плыл в Германию. Как он сам вспоминал, «два широких столба дыма пополам с огнем поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт; началась ужаснейшая суматоха. Беспорядок был невообразимый: чувствовалось, что отчаянное чувство самосохранения охватило все эти человеческие существа и в том числе меня первого. Я помню, что схватил за руку матроса и обещал ему десять тысяч рублей от имени матушки, если ему удастся спасти меня». После этого случая Тургенев решил послать матушке свой портрет. В ответ получил гневное письмо о том, что слухи о его поведении во время пожара на пароходе уже дошли до Москвы: «Это оставило на тебе пятно, ежели не бесчестное, то ридикюльное». Впрочем, присланный портрет Варвара Петровна очень полюбила – на нем «сын Ванечка» был особенно похож на себя. Портрет она держала в своей спальне и по утрам здоровалась с ним, а уезжая в деревню, обязательно забирала с собой.
Летом 1850 года уже взрослые сыновья, тяготившиеся материальной зависимостью от матери, пытались получить у неё дарственные на деревни. Мать всё тянула и не хотела заверять их у нотариуса. От слуги братья узнали, что старостам деревень, положенных им по дарственным, был дан приказ срочно продать весь хлеб в гумнах и на корню, а деньги выслать на имя Варвары Петровны. Братья Тургеневы понимали, что им нечем будет кормить крепостных, нечего будет сеять на будущий год и отказались от таких «подарков». Это привело к их разрыву с матерью. Тут-то Варвара Петровна и шарахнула обожаемый портрет об пол и не велела слугам его поднимать – разбитый портрет полгода так и пролежал на полу в доме на Остоженке, почти до смерти Варвары Петровны…
Понравилось это:
Нравится Загрузка...