30-31 октября 2019 года состоится Всемирная тематическая конференция соотечественников, проживающих за рубежом. Тема конференции «Соотечественницы и преемственность поколений». В ходе её будут рассмотрены такие злободневные для всемирного движения соотечественников (ВДС) темы, как «Борьба за историческую правду, «Защита прав и интересов соотечественниц за рубежом», «Русский язык как фактор самоидентификации российского соотечественника», «Воспитание молодого поколения соотечественников», «Современные коммуникационные средства и женские сообщества», «Женщины делового мира».
Некоторыми суждениями по проблематике предстоящего ежегодного форума соотечественников поделился член Всемирного координационного совета соотечественников от Всеукраинского КСОРС, участник Рабочей группы ВКС «СМИ» Сергей Проваторов.
Как одна из ключевых составляющих формирования личности и определение отношения её к себе самой, самоидентификация строится в нашем сознании. При этом сознание, опираясь на знания и опыт поколений предков, обращается к великим авторитетам, героям, идеалам, событиям, другим ценностным ориентирам, выражающим в нашем восприятии окружающего мира те качества и черты, которые мы хотим видеть, ищем в себе, в своих детях, родных, близких, и — в той или иной мере — находим. И на основании сформировавшихся образов мы организуем пространство нашего общения с окружающим миром людей.
Это пространство — наша национально-культурная среда обитания.
В ней мы существуем как социальные личности, имеющие определенные мировоззренческие точки опоры, и, в совокупности с «такими как мы» — единомышленниками — как сообщество, «заряженное культурой», используя множество инструментов воздействия на подрастающие поколения. А они, в свою очередь, перенимают идентификационные коды у родителей, дедов-прадедов, из сотворенной ими и их предшественниками этнокультурной среды обитания.
Национально-культурная самоидентификация представляет собой ценность, требующую сохранения, поддержания и защиты. А обладание ценностями культурного порядка мы определяем как естественное право. И оно также требует постоянной защиты.
Но невозможно защитить свои права и интересы порядка, определяющего цивилизационную и культурную принадлежность, не располагая действенными инструментами и механизмами сохранения созданной предками национально-культурной среды обитания, центральным ядром которой и одновременно ее «кровью», живоносным соком, питающим всё древо нашего народа, есть русский язык.
Не защитив от разрушения эту среду обитания, не демонстрируя её убедительно качественный рост, невозможно ожидать, что молодые поколения наших соотечественников будут осуществлять свою самоидентификацию на тех же мировоззренческих фундаментах, на которых базируется самоидентификация старших и предыдущих поколений.
Отсутствие эффективной, действенной защиты русской национально-культурной среды обитания особенно ясно видно из развития событий на территориях исторической России (СССР), разделенной теперь границами множества государственных образований.
При таком как мы наблюдаем сейчас развитии ситуации, сообщество соотечественников через 1-2 поколения вымрет вместе с уничтожением среды, которая в государствах проживания все еще питает индивидуальное и общественное сознание многих культурными и духовными ценностями и связями, обозначающими собою понятие Родины, Отечества, русскости.
Русский язык, широко применяемый в общении между людьми зачастую противоположных или даже враждующих мировоззренческих позиций, памятники общерусской истории и культуры, пока еще доступные СМИ на русском языке, доступ к интернет-изданиям, к спутниковому и интернет-телевидению и многое другое все еще позволяют иметь опоры под самоидентификацией соотечественников. Но этому медленно и неуклонно приходит конец, и не «где-то там, вдалеке». Он поглощает все историческое пространство, которое значительная часть людей старшего поколения еще называет своей Родиной. Связи, скрепляющие некогда единую духовную, культурную и языковую плоть народа большой страны, культуры его и языка — подвержены истончению под влиянием множества агрессивно враждебных факторов.
Где наиболее ярко и явственно отсвечивается культура, стержнем, костяком которой есть родной язык?
В семье. Но имеем ли мы возможности организовать работу хотя бы с тысячами семей, не говоря уже о десятках и сотнях тысяч, о миллионах? Ответ отрицательный.
В школе (в том числе и дошкольных учреждениях), в высшей школе. Но осталась ли у нас хотя бы малейшая возможность влиять на государственную политику в воспитательных и учебных заведениях всех уровней? Ответ негативный.
В идеологии государства, реализуемой через все государственные институты и законодательство. Они — и идеология, и проводимая на практике политика — уже не просто токсичны для нашей этнокультурной среды, но целенаправленно, не скрывая целей, уничтожают эту среду.
В общественных институтах, полноценно контролировать и влиять на которые может только государство, выступающее (или не выступающее) охранителем культуры и цивилизованности в целом, или надгосударственные структуры. Но разве государство, в котором мы проживаем, проявляет заинтересованность быть охранителем нашей культуры, русского языка?
В большинстве своем в государствах проживания лишенные поддержки государственных и политических деятелей, международных институтов, практически лишенные ресурсов, находясь в экстремально-враждебных условиях существования, мы может влиять только на те общественные структуры, которые могли бы сами создать…
В религии. Но и здесь, если смотреть не зашоренными глазами, не так много радости. Раньше, до 2014 года, за редкими исключениями православная церковная иерархия не особенно-то хотела и не очень-то и поощряла взаимодействие между религиозными общинами и русскими общественными объединениями, организациями соотечественников.
Ситуация не стала лучше, и с канонической христианской православной церковью нужно работать еще более тщательно, чем с любой общественной структурой по причине того, что у церкви и своих проблем прибавилось на порядки. К тому же, Движение наше не имеет собственных религиозных особенностей, а состоит из людей разных вероисповеданий. И это требует ещё больших усилий для достижения желаемых результатов.
Остались общественные организации (не только прямо относимые нами к соотечественническим, но и по всему спектру) и СМИ.
Если говорить о ситуации в нашем крае, то невозможно не констатировать: для нас практически потеряны все школы; государственная идеология не наша, общественные институты контролирует государство, не поддерживающее наши национально-культурные и языковые ценности.
Остались в нашем распоряжении собственные души, собственные семьи, общественные организации (пока еще не ликвидированные государственным аппаратом принуждения), возможность контактов с религиозными структурами (но чтоб к ним «войти» нужно иметь то, с чем идти). И СМИ — только наши, если они есть у нас…
Невозможно не констатировать, что в наиболее весомых сферах функционирования русского языка, системно влияющих на общественное сознание (кроме бытового уровня и частично «улицы»), наши возможности почти уже сведены на нет — в институтах и органах государственной власти и так называемого местного самоуправления, в учреждениях воспитания и образования, добивают их и в СМИ…
В то же время в ВДС до сих пор не созданы тематические структуры, которые по линиям вертикальных и горизонтальных связей скрепляли бы Движение по всем основным направлениям, и интересующим соотечественников, и нужным для пользы дела. Эту проблему можно проиллюстрировать как на примере Русской Православной Церкви («свыше» не было в предыдущие годы даже попыток сделать нужные спайки между организациями соотечественников и церковными общинами), так и по другим направлениям. Нет «глубокоэшелонированной» ни кадровой, ни пропагандистской, ни информационной, ни правозащитной и так далее систем обеспечения нашей деятельности. Нет системы преподавания русского языка и на русском, альтернативной государственной и коммунальной.
Для решения стоящих задач в любом нашем объединении (хотя бы в КСОРС) должна быть возможность выдавать каждому активисту печатную продукцию. В первую очередь — свои собственные «корпоративные» СМИ. И особенно — в условиях, когда невозможно перевозить и распространять большие тиражи продукции, изданные где-нибудь за границей. Это нужно для разноуровневой работы с другими соотечественниками — потенциальными активистами. Для первичной, срединной и глубокой проработки нужны разные материалы. Например, для верующих соотечественников (приверженцев тех или иных вероучений) нужно использовать соответствующего содержания раздаточный материал, но «заточенный» под нужды Движения, а не перераспределять литературу, распространяемую религиозными организациями.
У каждого руководителя организации должна быть возможность получать и раздавать журналы, газеты, бюллетени, информационные сборники, альманахи, книги между активистами. А активисты — распространять тем соотечественникам, кто попадает в их «поле зрения».
При наличии СМИ для этих целей, выпускаемых для соотечественников, для обеспечения работы внутри Движения и расширения его «наружу», более-менее мотивированными всегда будут руководители организаций (иначе они не занимали бы эти должности).
Но как мотивировать остальных активистов и потенциальных активистов? И вот здесь возникают серьезные сложности, особенно в условиях, когда СМИ для соотечественников не могут привлекать спонсорскую и рекламную поддержку.
Везде, где мы хотели бы достичь успеха, нужен системный подход. В основе такой системности лежит соотечественник, осознающий себя таковым. Соотечественники группируются вокруг лидера — руководителя первичной организации. Каждая организация должна в своем арсенале иметь: четкую идеологическую платформу, правильную вероисповедную ориентацию, четко сформулированные цели и правильно поставленные задачи; возможности вовлекать активистов в просветительскую и агитационную работу, для чего они должны быть достаточно мотивированы; достаточно разнообразных раздаточных материалов; возможности поощрять своих членов-активистов (в том числе — через поощрение членов их семей, включая в первую очередь — детей, отправлять нуждающихся на лечение, отдых и т.п.; но речь должна идти именно о детях активистов организаций соотечественников).
Как мотивировать активистов через СМИ? Возможностью публиковать авторские материалы, выплачивать гонорары… Предлагая им участие в различных программах, которые у нас скукожены до такого минимума, что практически стали незаметными.
Каждый активист должен всегда иметь возможность в любой момент израсходовать нужное количество концептуально и методологически выверенного, с точки зрения правовой — максимально безопасного — раздаточного материала: разного по качеству, содержанию, рассчитанного на разные группы — для взрослых, молодежи, детей и т.д.
Из всех видов таких материалов наиболее эффективными есть компактные печатные СМИ (газеты, бюллетени, информационные сборники и т.п.) Их достаточно хорошо воспринимают те, кому их дают; их стоимость не так высока, как у журналов и книг, они просты в распространении (подписка, прямые рассылки, раздача).
СМИ (печатные и интернет) нужно рассматривать как один из основных способов поддержки коммуникативных связей, и как инструменты для ведения агитационной, просветительской, образовательной работы, особенно в условиях, когда мы не имеем никаких возможностей для контроля над не нашими СМИ, над школой, вузами и так далее.
Русскоязычные СМИ ВДС должны быть качественными, их должен отличать высокий уровень языка, публицистики. А это немалого стоит.
Много есть спорных направлений, куда можно направлять ресурсы для обеспечения работы на этих направлениях.
Но есть короткий перечень направлений бесспорных, и среди них — русскоязычные СМИ. В том числе и с точки зрения на необходимость развития работы с молодежью.
СМИ — один из важных инструментов для подготовки кадров. Но нужно уметь их правильно использовать и хотеть их правильно использовать.
Письменные работы — как развитие умения говорить, мыслить, структурируя результаты мыслительной деятельности — один из ключевых моментов подготовки человека, которого готовят на службу Родине. Нет такой сферы деятельности, где умения и знания в области организации процессов не стали бы важной составляющей опыта будущих управленцев и исполнителей. И нет такой сферы, где умение работать со СМИ, составлять и распространять информацию, не было бы одним из ключевых навыков для лидерства.
СМИ на русском языке — одно из классических и бесспорно полезных орудий для защиты национально-культурной среды, в т.ч. и в экстремальных условиях.
А русский язык, корнями уходящий в седую старину, будучи несравнимо с другими языками могучим по образности, по наполненности глубинными смыслами — величайшее наше богатство и цивилизационное явление планетарного масштаба, которое нужно и беречь, и развивать, и расширять его сферы влияния через средства массовой информации, и использовать как орудие огромной созидательной силы.
С. Проваторов