«Русский язык должен быть праздником». Беседует Аркадий Бейненсон

Как изменилось отношение к изучению русского языка у наших соотечественников за рубежом? Как мотивировать их детей изучать русский? И что мотивирует зарубежных преподавателей-русистов?

Своими размышлениями на эти темы с Московским Домом соотечественника поделилась Елена Марочкина, лауреат Международного Пушкинского конкурса, проводящегося «Российской газетой» и Правительством Москвы, вице-президент культурной ассоциации «Русская волна» (Мадейра, Португалия), преподаватель русского языка как иностранного и как родного, лауреат Международного Пушкинского конкурса, проводящегося «Российской газетой» и Правительством Москвы, вице-президент культурной ассоциации «Русская волна» (Мадейра, Португалия), преподаватель русского языка как иностранного и как родного.

— Первое, что я хотела бы сказать – за последние 10-20 лет ситуация с русским языком за рубежом очень сильно изменилась. Если раньше, приезжая за рубеж, многие хотели всё забыть – культуру, язык, и уж точно не хотели передавать это детям, то сейчас всё иначе. Связано это с тем, что сейчас приезжают, с одной стороны, люди более образованные, а с другой – многие из приезжающих живут на две страны. Поэтому они хотят, чтобы их дети владели русским языком, были погружены в русскую культуру на том же уровне, что и они сами. Например, у нас на Мадейре за последние 5-6 лет резко увеличилось количество людей, для которых изучение русского языка их детьми в приоритете, по сравнению с другими возможностями получения дополнительного образования.

И это, с одной стороны, радует. С другой стороны, у родителей возникает проблема – как сохранить мотивацию у детей. Потому что дети учатся до 5 часов в португальской школе, а дальше им еще надо прийти к нам на урок русского языка и также активно работать.
И в этом смысле очень помогают международные конкурсы. Понятно, что в каждой стране свои проблемы в плане изучения языка, но, повторюсь, детей очень мотивирует участие в международных конкурсах, посвященных русскому языку. Участвуя в них, дети понимают, что, да, у них есть общие ошибки, но у них есть и общие успехи, успехи, которых они достигают, как и их сверстники из других стран. Это позволяет нашим детям понять себя, позволяет понять, куда детям, и нам всем дальше двигаться.
Если продолжать тему мотивации, то когда мы создавали нашу школу русского языка, поняли, что прежде всего у детей необходимо создать ощущение: русский язык – это праздник. И мы начали проводить фестивали, конкурсы, другие мероприятия, чтобы создать у детей это ощущение. А потом у детей стали возникать вопросы, как возник тот или иной праздник, что с ним связано и т.д. И этот интерес «перешел» в уроки русского языка.
И теперь, когда дети идут на уроки, для них это место встречи, место праздника, не побоюсь этого слова, важная для них, объединяющая их тусовка. Место встречи, дающей им ощущение некоей эксклюзивности, ощущение, что они круче других, что у них больше возможностей. Мы даже шутим иногда: «У наших детей два Рождества, в два раза больше подарков».
А что касается нашей мотивации, мотивации зарубежных русистов…
Я вот сейчас делюсь с вами своим опытом и думаю: «Как же нам всем, русистам за рубежом, не хватает конференций по нашим вопросам, мероприятий, где мы можем поделиться наработками». Ведь такие мероприятия — это как раз то, что и мотивирует нас, преподавателей. Мы понимаем, что нас огромное количество во всем мире, что русский язык нужен и интересен в самых разных уголках планеты, что у нас у всех огромное количество наработок, которыми мы готовы делиться.
Подготовил Аркадий Бейненсон