На прошлой неделе в Нью-Йорке проходил юбилейный XX Всемирный конгресс русской прессы. Как всегда, на таких встречах, обсуждались насущные вопросы деятельности русскоязычных СМИ за рубежом.
В работе конгресса принимали участие издатели и главные редакторы, представляющие около 400 русскоязычных зарубежных медиа из 51 страны мира.
Расцвет изданий на русском языке в разных странах пришелся на 80-90 годы прошлого столетия. Только в США тогда приехало более миллиона человек, владеющих русским и плохо понимающих английский язык. Сегодня наблюдается парадоксальная ситуация, при которой русские общины существуют, а русскоязычные СМИ в разных странах испытывают все больше проблем.
Позволю себе тезисно перечислить актуальные темы, затронутые участниками конгресса в двухдневных дискуссиях.
— Газеты или сайт. Этот вопрос поднимается уже несколько лет и все еще продолжаются споры, что важнее.
— Бесплатная пресса. Газеты и журналы, живущие исключительно за счет рекламы, по-прежнему работают.
— Газеты без регистрации СМИ. С одной стороны такие издания выпускают амбициозные люди, с другой имеет место отмывка через такие СМИ грязных денег.
— Сокращение персонала и аутсорсинг. В попытках экономии бюджетов практически все зарубежные СМИ на русском языке сокращают персонал. Популярным становится аутсорсинг.
— Удаленный офис. Была продемонстрирована программа Business Network, позволяющая издателю и редактору управлять СМИ удаленно в режиме реального времени. Опять же большая экономия за счет отсутствия расходов на содержание реального офиса и оптимизация управления всем процессом.
— Издательство и сопутствующий бизнес. Выигрывают те издатели, кто сумел создать параллельный бизнес, как-то, в сфере недвижимости или в других областях. Что позволяет поддерживать финансово свои СМИ.
— Создание личного проекта. Новый проект может выстрелить в долгосрочной перспективе, опять же, если рядом есть другой бизнес.
— Видео-журналы и блогеры. Журналисты или блогеры. Мнения по поводу конкуренции между профессиональными журналистами и новоявленными блогерами разделились. Профессионалы отстаивали свои позиции. Блогеры – свои. Рефери в споре может быть только читатель, зритель или слушатель.
— Журналист или бизнесмен. Тоже интересная тема. Скажем, в деловом издании статьи реального бизнесмена могут быть интереснее и полезнее, чем работы профессионального журналиста. К тому же бизнесмен не будет требовать гонорара, опять же экономия, красной нитью звучавшая в большинстве выступлений.
— Переориентация на нового читателя. Многие годы русские газеты и журналы ориентировались по большей части на эмигрантов, давно живущих в новых странах. Эта аудитория стареет и уходит. Интернет-сайты позволяют охватить вновь прибывающих молодых людей, предлагая им помощь в полезной для них информации. Новые эмигранты — беспроигрышный вариант для «поддержания штанов».
Читать больше: http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/?doc=143784