В Санкт-Петербурге в этом году в «Бессмертном полку» прошли более миллиона двухсот тысяч человек. Цифра сама по себе поражает воображение. Но ещё больше поражает то, что стоит за этой цифрой: не митинг, не марш, не акция, а нечто иное — явление, требующее иного языка, иных понятий. С позиции философии, с позиции художественного сознания и сакрального мышления, «Бессмертный полк» предстаёт как феномен живого русского космизма, обретшего форму уличной литургии.
эх
И как проявление моей авторской концепции — Артинкарнации, искусства как воплощённой духовной памяти.
Живое шествие или светская литургия?
Каждый год 9 мая миллионы людей выходят на улицы не просто для того, чтобы вспомнить.
Они выходят, чтобы соединиться. Чтобы проявить. Чтобы воплотить.
«Бессмертный полк» — это не просто шествие памяти. Это обряд нового типа, где фотография предка превращается в икону рода. Это светская литургия, где каждая семья — жрец, несущий образ, а улица — это храм открытого неба. Это не реклама памяти, а переживание сопричастности, в котором уличная ткань города превращается в пульсирующее сердце истории.
Артинкарнация: когда память воплощается.
В своей философии Артинкарнации я утверждаю, что настоящее искусство — это не иллюстрация идеи, а воплощение духа в материю, форма продолжения жизни в образе. В этом смысле «Бессмертный полк» становится не просто художественным актом, а великим ритуалом народной Артинкарнации, в котором потомок становится носителем живой памяти своего предка.
Портрет в руках — это не фото и не бумага. Это портал.
Это канал, через который дух входит в плоть.
Это момент, в котором память и тело соединяются и становятся единым актом сопротивления забвению.
Космическая семья и духовное воинство!
Для русского космизма (Н.Ф. Фёдоров, Вл. Соловьёв, К. Циолковский) принцип бессмертия был не метафорой, а задачей. Человечество должно воссоздать своих мёртвых, не через биологию, а через духовную, историческую и художественную работу.
И в «Бессмертном полку» мы видим именно это:
наши предки — не мёртвые,
они — активные участники современного мира,
они — небесное духовное воинство,
их образы — наши обереги,
их опыт — наша этика.
Они идут рядом, за плечом.
Они участвуют.
Они присутствуют.
Победа как преодоление смерти.
9 мая — это не только день скорби.
Это день великой Победы, где смерть — не конец, а переход.
Где свет победил тьму, и память стала вечной формой жизни.
Именно в «Бессмертном полку» праздник и память сливаются:
мы чтим погибших,
и одновременно празднуем их победу,
которая подарила нам свободу, небо и возможность быть.
Это пасхальная структура Победы, где в воскресении духа побеждается ад войны.
Портал в бессмертие: встреча времён.
Каждый человек, идущий с портретом предка, несёт не просто образ.
Он становится частью портала, в котором прошлое и настоящее соединяются в новом акте духовного действия.
«Бессмертный полк» — это метафизический мост, по которому духи проходят сквозь поколения.
Это живая цепь, не разорванная.
Это форма коллективной инициации в вечность.
Символика действия
Улица — это иконостас.
Люди — носители света.
Предки — ангелы-хранители.
День — Праздник Сопричастности.
Шествие — Тело Истории в Движении.
Мы — живое продолжение.
«Бессмертный полк» — это не акция, не проект, не медиа.
Это современная форма литургии народа, в которой мы входим в живое космическое поле благодарности и долга.
Это акт возвращения себя в вечность.
Это форма духовного гражданства в бессмертной Родине.
Виталий Гамбаров, Монреаль