В этом году исполняется 200 лет со дня восстания декабристов. В содружестве с Клубом «Собеседник» и библиотекой им. Пушкина в Монреале, Клуб канадских любителей романса «Издалека» проведет несколько музыкально-литературных встреч в память об этих событиях.
«Салон Зинаиды Волконской et al» — первая из них. Поэзия, романсы и истории из жизни участников популярных салонов первой половины XIX века не только погрузят нас в атмосферу того времени, но и помогут привести к более глубокому пониманию причин, которые привели к восстанию в декабре 1825 года и его последствий.
Прозвучат и любимые всеми романсы Глинки и Алябьева, и совсем забытые произведения тех лет, включая самые первые романсы в России (на французском, конечно, — Дмитрия Бортнянского), романсы М. Глинки на итальянском, романсы С. Голицына, М. Виельгорского, графини Е. Ростопчиной, а также — самой княгини Зинаиды Волконской в исполнении Антонины Левиной, Вадиля Нуриахметова и других молодых исполнителей в сопровождении Виктории Мнацакановой (фортепиано) и Павла Денисова (скрипка).
О предстоящем спектакле рассказывает журналист из Монреаля Виктория Христова.
В преддверии замечательного спектакля, который мы уже с нетерпением ждем, хотелось бы, возможно, непосвященную публику, немного окунуть в интерьер того времени, о котором пойдет повествование со сцены.
Наверное, ни для кого не секрет, что в истории русской культуры есть особые имена, которые не только отражают дух времени, в котором они жили, но и даже в какой-то степени формируют этот самый дух. Вот княгиня Зинаида Александровна Волконская — одна из таких редких личностей, многогранных, интересных, и, естественно, судьбоносных.
Её московский салон стал не просто местом встреч, а настоящей лабораторией идей, где рождались стихи, музыка, заводились полезные знакомства, которые порой переростали в крепкую дружбу, и даже волникали новые направления мысли. Ведь давно известна истина о том, что человека формирует среда и окружение, в которой он пребывает. У княгини Волконской с этим всем было более, чем превосходно.
Если немного углубиться в исторический экскурс, то можно вспомнить, что в начале XIX века Москва была городом контрастов: старинные купеческие дома соседствовали с европейскими особняками, а на улицах звучала речь на десятках языков.
Но именно в доме Волконской на Тверской, 14, украшенном античными статуями и картинами, царила особая атмосфера. Здесь, под сводами гостиной, собирались поэты, музыканты, художники и философы — люди, чьи имена сегодня золотыми буквами вписаны в историю. Александр Пушкин, Василий Жуковский, Пётр Чаадаев, Адам Мицкевич, Пётр Вяземский — этот список можно продолжать долго.
Сам особняк был построен в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова, того самого, кто спроектировал Петровский дворец, в котором жил Наполеон во время поджога Москвы, Сенат Кремля, называемый сегодня домом администрации Президента РФ, Московский Университет, здание Дворянского собрания – нынешний Дом Союзов, дом Мусиной –Пушкиной, тоже расположенный на Тверской, – нынешний театр имени Ермоловой… В последнее время в особняке Волконской располагался Елисеевский гастроном, который, если мне не изменяет память, закрыли несколько лет назад.
Но вернемся в более благодатные времена, когда этот дом жил. Салон Волконской был не просто светским развлечением. Это был остров свободы, где обсуждали новые книги, спорили о судьбе России, читали стихи и пели арии. Княгиня сама обладала ярким талантом: её голос восхищал современников, а стихи и музыкальные произведения, ею созданные, были известны далеко за пределами Москвы. Она умела создавать вокруг себя ауру вдохновения, превращая каждую встречу в событие.
Особое место в истории салона занимает вечер, когда Пётр Вяземский представил московскому обществу тогде еще не совсем известного и молодого Александра Пушкина. Только представьте себе на долю минуты, что в том самом красивом доме в центре Москвы в тот самый вечер решалась судьба русской поэзии! На дворе стоял 1826 год, и Пушкин приехал в Москву, отбыв ссылку в Михайловском, куда он был отправлен в 1824 году за «вольнодумные» высказывания и письма. В это время его переписка с друзьями и знакомыми была ограничена и подвергалась цензуре. И только в сентябре 1826 года, после восшествия на престол Николая I, Пушкина вызвали в Москву, где он был принят императором. Николай I снял с поэта ограничения, разрешил вернуться к литературной деятельности и пообещал личное покровительство.
Пушкин возвращается в Москву, и Вяземский приводит его в салон Зинаиды Волконской. А тут сразу – блеск богемы! Княгиня вышла к нему, исполняя элегию поэта «Погасло дневное светило». С этого момента «наше все» стал завсегдатаем этого литературного салона, и позже именно здесь он прочел свое стихотворение «Чернь».
Но следует добавить, что Зинаида Волконская была золовкой Марии Николаевны Волконской: её муж, князь Никита Волконский, приходился братом Сергею Волконскому, которого мы знаем как одного из декабристов.
И именно этот салон стал свидетелем самой пронзительной сцены того времени: прощания Марии с родными и друзьями перед её добровольной ссылкой в Сибирь к мужу-декабристу. Марии было всего 20 лет, и её поступок — отказ от светской жизни, семьи, маленького сына ради любви и долга — потряс современников. На этом прощальном вечере присутствовал Александр Сергеевич Пушкин.
Вдохновлённый самоотверженностью молодой женщины, он прочитал ей своё стихотворение «Во глубине сибирских руд», написанное специально для декабристов и их жён. Поэт надеялся, что написанные им строки поддержат заключённых на каторге. Слова великого поэта дошли до ссыльных и стали символом надежды и мужества для всех декабристов и их семей….
Салон княгини Волконской просуществовал недолго, но его влияние оказалось огромным. Здесь формировалась культурная элита, поддерживались молодые таланты, велись споры о будущем страны. Волконская стала символом женского влияния на культуру, примером того, как личная энергия и страсть к искусству способны менять мир вокруг.
Самой известной характеристикой умной, независимой, красивой Волконской и её салона стала фраза Вяземского из письма Тургеневу, о «волшебном замке музыкальной феи», где «мысли, чувства, разговор, движения — всё было пение».
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется, и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.
Так писал Александр Пушкин княгине Зинаиде Волконской, посылая ей вместе с этим стихотворением свою новую поэму «Цыганы». Каталани, которую он здесь упоминает, — это прославленная в ту пору итальянская певица: гастролируя в Москве, она с восторгом слушала пение цыган и подарила цыганке Стеше, любимице Пушкина, Вяземского, Языкова, шаль со своих плеч.
Именно в этом салоне прозвучал «Дубрава шумит» — один из самых известных романсов на слова Василия Жуковского. Этот романс был особенно популярен и часто исполнялся самой Волконской. Звучала здесь и «Кантата памяти Александра I» — Волконская сочинила и исполняла кантату, посвящённую императору, с которым её связывали тёплые дружеские отношения. Кроме того, она исполняла романсы и арии на собственные стихи и музыку, а также произведения других композиторов, часто аккомпанируя себе на фортепиано. Современники отмечали, что её исполнение отличалось особой выразительностью и глубиной.
В 1825 году Зинаида Волконская стала первой женщиной, принятой в Общество любителей древностей российских при Московском университете. Это событие стало знаковым для своего времени и открыло дорогу женщинам к участию в научной и просветительской деятельности. Княгиня активно участвовала в изучении русского языка, истории России, народной песни и крестьянского быта, жертвовала значительные средства на развитие науки и культуры.
Она ходатайствовала об открытии в России музейных обществ и об изучении памятников старины, пожертвовала богатую библиотеку Московскому обществу испытателей природы и регулярно поддерживала его финансово. А кроме того, княгиня Волконская предложила идею создания учебного музея слепков — инициативу, воплощённую впоследствии профессором Иваном Цветаевым (отцом поэтессы Марины Цветаевой), основателем Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Волконская собирала и изучала фольклор, поддерживала исследования народных песен и быта, считая их важнейшей частью национального наследия. Да и сама занималась литературной деятельностью. Она автор книги «Четыре новеллы», повести «Сказание об Ольге», стихов, поэм, либретто музыкальной драмы «Джиованна д’Арк». Её литературные произведения, между прочим, высоко ценил Белинский.
В 1829 княгиня уехала в Италию. Римская вилла Волконской, равно как и ее московский салон, привлекала художников и писателей. Ее гостями были Бруни, Брюлловы, Гоголь, Погодин, Иванов. Да и первый памятник «солнцу русской поэзии» появился именно на вилле Волконской — Сан-Джованни-ин-Латерано, в Риме.
Сегодня Тверская совсем иная – шумная, помпезная, наполненная торопящимися людьми. И проходя мимо бывшего «Елисеевского», мы порой не задумываемся, что находящийся здесь когда-то салон княгини Волконской — не просто страница истории. Это напоминание о том, как важно создавать вокруг себя пространство красоты, свободы и творчества. И, возможно, именно такие острова вдохновения и сегодня способны менять наш мир.
И если вы согласны со мной, я приглашаю Вас в салон княгини Волконской! Через месяц он распахнет свои двери и в нашем городе!
Виктория Христова
Понравилось это:
Нравится Загрузка...