В Монреале прошла встреча, посвященная 45-й годовщине фильма о Бароне Мюнхгаузене

В воскресной церковно- приходской школе Монреаля прошла встреча журналиста Виктории Христовой с прихожанами и учащимися школы. Тема встречи — 45 лет со дня выхода на экраны фильма «Тот самый Мюнхгаузен».

Рассказывает Виктория Христова.

«Нашему любимому, рожденному — сотворенному — вылепленному Марком Анатольевичем Захаровым, барону Карлу Фридриху Иерониму Мюнхгаузену – 45 лет!!! Юбилей – красивый, достойный, уже солидно-мужской! Но вот все ли знают, как вошёл этот самый обаятельнейший барон в наши жизни?

Зайдем с краткого экскурса. Начну с того, что скажу, что литературный барон Мюнхгаузен стал общеизвестным в Советском Союзе персонажем благодаря Корнею Ивановичу Чуковскому, который адаптировал книгу Э. Распе для детей. Так мы узнали о бароне Мюнхгаухене в принципе. А вот потом…

Немногим из вас, наверняка, известно, что история фильма «Тот самый Мюнхгаузен» моего любимейшего режиссера Марка Анатольевича Захарова, началась с театральной постановки. Не известно? Ну, тогда – продолжаю!

Замечательный советский актер Владимир Михайлович Зельдин был просто очарован Мюнхгаузеном и мечтал его сыграть на театральных подмостках. Грезил он этим настолько, что сам попросил драматурга Григория Горина написать пьесу, по которой можно будет создать яркое театральное действо.

Григорий Горин сделал все великолепно! Он взял за основу сюжеты немецкого писателя Эриха Распе и написал то, что хотел Владимир Михайлович. Творение было названо «Самый правдивый». Потрясающий юмор Григория Израилевича сочился и вызывал восхищение!

Пьеса, что таить, была превосходна, и поставленный по ней спектакль назывался «Комическая фантазия». Да-да, именно он шёл в Театре Советской Армии с невероятным успехом! И, естественно, Мюнхгаузена в нем сыграл стремившийся к этой роли Зельдин. Но…

Абсолютно не умаляя талантов занятых в этом спектакле звезд, выскажу свое мнение. Я – не впечатлилась. Ибо Зельдин был в нем заурядным комичным старичком – фантазером… Марту играла Лариса Голубкина… А Баронессу -Людмила Касаткина. Думаю, комментарии излишни. Именно так это и выглядело на сцене. Но этот спектакль увидел Гений, и у него созрел План!

Великолепнейший режиссёр Марк Захаров, о котором я уже упомянула, решил немедленно перенести сие действо на экран. И не просто перенести, а сделать его ярким, веселым, умным, добрым… Таким, чтобы запомнилось и заставило и многом задуматься. Это фирменный стиль Марка Анатольевича – заставить зрителя размышлять, искать смыслы в каждом действе… Вникать, рассуждать, кумекать… В общем, жить просмотренным и находить его отголоски в дне сегодняшнем.

Это касается всех творений Марка Анатольевича – спектаклей, фильмов, книг, статей, интервью…

Но вернемся к фильму. Начался подбор актеров. В образе барона Мюнхгаузена Марк Анатольевич, насколько я знаю, видел только Олега Янковского, хотя против него были и худсовет, и даже сценарист Григорий Горин. Худсовет считал, что Янковский годится Мюнхгаузену в сыновья, а Горин не верил в способности актёра сыграть ироничного, тонкого и хитрого барона. Ведь он знал Янковского как исполнителя ролей волевых и жёстких людей. Чего стоил только один Генрих Шварцкопф в киноэпопее «Щит и меч». Образ сложился, причем совсем не бароновский. Но Янковский шутя доказал обратное, и Горин впоследствии признавался, что взять другого актёра на роль Мюнхгаузена было бы непростительной ошибкой. А таковых у Марка Анатольевича не было! Каждый актер идеально попадал в свою роль и в свой образ.

На роль Марты режиссёр хотел утвердить Татьяну Догилеву, но здесь худсовет кандидатуру отклонил однозначно. Кроме нее, кстати, на эту роль пробовались Галина Золотарёва, Ирина Мазуркевич, Елена Коренева. Создатели картины разложили фотографии всех претенденток и выбрали последнюю, несмотря на то, что на фото она вовсе не была похожа на романтическую героиню и в тот момент носила стрижку «под мальчика».

Честно, я Догилеву в этой роли совершенно не представляю. Как, надеюсь, и многие из вас. Совершенно не тот типаж и темперамент, как кажется мне. А вот в пользу Кореневой, как не раз было отмечено в различных источниках, сыграло именно то, что она не была актрисой захаровского «Ленкома». Ведь в фильме и так была задействована солидная часть труппы. А Татьяна Догилева на момент съёмок фильма была именно в труппе «Ленкома». Почему так? Наверное, потому что Захаров любил работать именно со «своими» актерами. Он, естественно, знал их лично, знал их характер, темперамент, диапазон. Знал их возможности и пределы. Знал, правильно и своевременно использовал, и, разумеется, открывал все это нам, зрителям, обывателям, почитателям хорошего и вечного кино. Иногда открывал даже с самой неожиданной стороны. В этом, согласитесь, и гениальность режиссера.

Леонид Броневой был принят на роль без проб. И его Герцог был настолько обаятельно и четко сыгран, что представить на его месте кого-то другого очень непросто. Кстати, не Горин, а Захаров придумал, что основное призвание персонажа, от которого он не в силах избавиться — портняжные дела. Получилось, кстати, весело, и добавило в образ Герцога невероятный колорит. Хотя, в случае с Броневым – куда уж больше…

Инне Чуриковой досталась роль жены барона Якобины, которая отказывалась дать ему развод. Актриса не находилась со съёмочной группой в Германии, а лишь прилетала, чтобы отсняться в своих кусках картины. Ее любовника блистательно сыграл Александр Абдулов. Игорь Кваша сыграл в картине роль бургомистра, которая помогла ему прославиться и запомниться зрителю.

Съёмки проходили в немецком городе Вернигероде, что в Саксонии. В массовке и эпизодах принимали участие не только немецкие актёры, но даже и немецкий каскадёр. Вот он-то и приглянулся Абдулову. Как-то Александр Гаврилович предложил ему помериться силами — побороться даже не на руках, а на пальцах.
Сказано-сделано, надо было знать нрав и характер Абдулова! «Дуэлянты» сцепились указательными пальцами, начали друг на друга напирать, и тут раздался хруст. Случилось то, что, как обычно, не должно было случиться, но… Немецкий каскадёр случайно вывихнул Александру Гавриловичу палец! Пришлось накладывать гипс.

Естественно, что Захаров был жутко недоволен таким ребячеством. Но, что поделать… Хотя это был не единственный травматизм во время съёмочного процесса. Тот же Абдулов умудрился сломать ещё и палец на ноге, отказавшись от дублёра в сцене с прыжком с забора. Сиганул сам – ну, и… Сами понимаете!

Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского. Помните, когда его герой лезет по верёвочной лестнице. Марк Анатольевич как мог отговаривал Олега Ивановича выполнять этот трюк самостоятельно. Даже полез по лестнице сам, доказывая, что перекладины выскальзывают из-под ног. Но Янковский без дублёра и страховки поднялся на приличную высоту, к ужасу и некоему восторгу Захарова. Все остались целы, довольны, а именно этот эпизод из фильма, наверное, стал одним из ярчайших и запоминающихся.

А помните сцену в фильме, когда из лесу выходит олень, у которого красуется вишневое дерево на макушке? Так, вот. На момент съёмок олени местного немецкого зоопарка сбросили рога. Да, и привязывать вишневые ветки стало, собственно, не к чему. Наконец-то нашли марала, или как называют его по-русски, изюбря – алтайского оленя с огромными ветвистыми рогами. Намучились с ним невероятно, ибо он ни в какую не соглашался идти заданным маршрутом. Не привык он как-то к такому образу действий. В итоге изюбрь прошел без веток, а эти самые вишневые ветки водрузили на балетмейстера из Театра Оперетты. Такт в такт, шаг в шаг шел этот «коронованый», ибо следовало попасть в походку рогатого. Потом картинки совместили. Так и получился олень с вишнёвым деревом на голове. Неизвестно, кто победил: человек оленя или наоборот, но замысел Марка Анатольевича был выполнен на «отлично».

В том варианте Мюнхгаузена, который сейчас известен всем и каждому, не хватает двух отснятых сцен. Может, конечно, и больше, но я знаю о двух. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, приемная комиссия ли, худсовет ли – не помню, врать не стану, — усмотрели намёк на «Малую Землю» дорогого Леонида Ильича. Тем более, что сама книга на тот момент недавно вышла в печать и даже была внесена в школьную программу. Дразнить гусей высшего эшелона было непозволительно. Вторая правка касалась «Песенки пастушки», которую исполнила актриса Любовь Полищук. Песенка сама-то была вроде и безобидная, но что-то у Полищук не клеилось с руководством телеканалов и телевидением в целом. Опальная, одним словом, была она на тот момент. Ну, а раз так, то данный фрагмент с её участием взяли и вырезали! Но, справедливости ради, скажу, что позже песенка возвратилась на место! Пела за Полищук певица Жанна Рожденственская.

И еще одна неточность случилась во время съемок. Знаменитая фраза барона Мюнхгаузена «Умное лицо — ещё не признак ума», в сценарии звучала как «Серьёзное лицо — ещё не признак ума». Но Олег Иванович Янковский случайно оговорился, и именно этот, новый вариант очень понравился Марку Захарову. Он и оставил его в фильме, несмотря на протесты Григория Горина. Зато эту фразу теперь знает каждый. Равно, как и многие другие, звучащие в этом потрясающем и бессмертном фильме!

Да, этот фильм – один из моих любимых тоже. И очень многие фразы из него я знаю наизусть и по случаю вворачиваю в речь. И он, этот кинематографический триумфатор, переживет еще не одно поколение, ибо шедевральность его не вызывает вопросов и сомнений. Равно как и не вызывает сомнений уникальность и неповторимость творческого дуэта Захаров – Горин.

Кстати, сразу после выхода на большой экран «Тот самый Мюнхгаузен» завоевал сразу два приза (один, -тройное Ура!- за режиссуру) на фестивале «Злата Прага» в Чехословакии. Год спустя жюри Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов присудило режиссеру еще одну награду — «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск».

Да, и между прочим, если вы сейчас опросите все русскоязычное население, задав вопрос: «Кто сыграл Мюнхгаузена», вы получите всего один ответ – «Янковский». «Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и будет на самом деле.»

Поэтому, давайте поздравим всех причастных к созданию этой замечательной картины с 45-летием! И будем праздновать! Просмотром — аж до 32 мая!

Да, и вообще, улыбайтесь, господа! Улыбайтесь! В день рождения кукситься – совсем не комильфо!