«Ленин-150: в меховом образе, с топором и мышеловками». Татьяна Любина об уникальной выставке в Санкт-Петербурге

В России не отмечали 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Однако вождь мирового пролетариата объявился в Санкт-Петербурге в самых разных вариациях и ипостасях и даже предстал живым и здоровым на фото, датированными годами после своей смерти, пишет в отчёте об уникальной выставке в арт-пространстве «ДК Громов» автор портала Tribuna.ee Татьяна ЛЮБИНА.

Так случилось, что в 2020 году его юбилей в стране не отмечали. Общероссийские музеи, в хранилищах которых притаились тысячи ленинских экспонатов, в этом году не обозначились чем-то сопоставимым столь эпохальной дате, как 150 лет.

Но, что называется, нет худа без добра. Ибо отсутствие к годовщине интереса со стороны государственных музеев породило на свет единственный в своем роде проект длиною семь месяцев «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством. Ленин в «Громове» (Санкт-Петербург).

Экспозиция. Фото предоставлено «ДК Громов»

 

Для одних из нас Ленин — человек, благодаря которому в России появилось повсеместное бесплатное образование и восьмичасовой рабочий день. Для других — монстр, запустивший механизм хаоса и борьбы длиною в 70 лет. Спорить, кто прав, бесполезно. Великолепно описание Ленина Эдуардом Лимоновым в книге «Титаны»: «Ленин становится гениальным на подножке пломбированного вагона, в котором едет в Россию с эмигрантами-социалистами. Он гениален с марта 1917 года. До этого ВИЛ неуклонно ошибался, опаздывал и выбирал не те цели».

Леонид Соков, «Ленин и Джакометти» (1989, бронза). Фото предоставлено «ДК Громов»

 

«Ленин в «Громове» — выставка, но не о Ленине и не об отношении к Ленину. На мой взгляд, это рассказ:

  • о метаморфозах образа Ленина за 100 лет публикаций и тиражирования — от канонизации до осознанной эксплуатации;
  • о таком количестве воплощённых в предметы искусства и творчества символов ленинианы, что они до сих пор в изобилии хранятся в петербургских домах. Благодаря чему, собственно, экспозицию удалось собрать за три месяца ― с декабря 2019 по март 2020 года;
  • о том, почему художники-комсомольцы воплощали ленинский образ, мысля о прекрасном будущем, а художники, выросшие в постсоветское время, по сей день пополняют экспозицию выставки, уже после ее завершения.
Экспонаты выставки. Фото предоставлено «ДК Громов»

 

Как и почему появилась выставка, рассказал её куратор Игорь Суханов:

«Выставка не о Ленине. Она об образе. Мы хотели проследить, каким образом за сто лет так произошло, что в 1918-1920 годах Ленина в его бытность председателем Совнаркома начали изображать на листовках и плакатах, а в 2020 году, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения, не было ни одного официального мероприятия, посвящённого этой дате. В XX веке Ленин — самый тиражируемый персонаж. Художники жили и кормились темой ленинианы. Лояльное отношение и тиражирование признаков эпохи позволяло вести обеспеченную жизнь. Сейчас образ Ленина не в фаворе. Что неудивительно, учитывая революционность его образа и поступков. Когда в ноябре прошлого года мы поняли, что рассчитывать на помощь музеев не приходится, то активизировались и приступили к формированию выставки, собрав её за три месяца. Часть экспонатов — приобретения из частных коллекций, часть принесли друзья и знакомые.

Игорь Суханов. Фото предоставлено «ДК Громов»

 

Мы росли в условиях, когда образ Ленина существовал как фундаментальный камень незыблемой постройки: Ленин, партия, коммунизм. Коммунизм неоспорим, потому что мы к нему идём. Ленин вечен, потому что придумал коммунизм и провозгласил его возможность и необходимость. Партия — связующее звено между коммунизмом и Лениным.

Наташа Юдина, «Ленин в зимнем уборе» (2017, мех, шитьё, подиум, стекло). Фото предоставлено «ДК Громов»

 

В 1970 году, когда страны социалистического блока отмечали 100 лет со дня рождения Ильича, изображения Ленина были везде, куда ни глянь: профиль на деньгах, картины и плакаты на стенах, лицо на знамёнах, гравюрах, марках, значках, грамотах, пропусках; статуи на площадях. При этом каждый художник специализировался на определённом изображении: Ленин за столом, в шалаше, у Смольного… Благоговейно-спокойное отношение, когда Ленина по привычке и для заработка лепили, рисовали, высекали и ставили, длилось до конца 1980-х годов.

Денежные купюры с изображением Ильича. Фото предоставлено «ДК Громов»

 

Как к Ленину относятся люди теперь, уже и не понять. Дискуссии перешли в социальные сети, а там, как известно, общение строится по принципу: главное — возразить. Любой школьник может написать умудрённому опытом академику, что тот не прав, и ему за это ничего не будет. Наглядный пример ― онлайн-опрос на тему: «Что делать с мавзолеем?» Люди накидали идей, не заморачиваясь их жизнеспособностью.

Экспозиция. Фото предоставлено «ДК Громов»

 

Ленина нельзя было любить или не любить. Как любить то, что ты видишь везде, куда только падает взгляд? Это как светофоры. Они есть везде, они нужны. Разве можно любить светофор? Что думают художники, которые выросли уже не в СССР, понятно только им самим. Вряд ли они помнят, что стоит за именем «Владимир Ленин». А те, кому меньше 30 лет, вряд ли скажут, кто это. Скорее, для постсоветского поколения художников важность фигуры Ленина таится в её узнаваемости. Как никто понимал значимость узнаваемых людьми знаменитостей Энди Уорхол. Поэтому он рисовал Ленина наравне с несравненной Мэрилин Монро и банкой кока-колы.

Слева: Терехов (?), «В.И. Ленин» (1956, холст, масло). Справа: Владимир Козин, «Ленин-мышеловка» (2014, версия работы 2003 года), холст, масло, 35 мышеловок). Коллаж из фото, предоставленных «ДК Громов»

 

Мы постарались, чтобы экспонаты охватили основные этапы трансформации образа. Судя по интересу к выставке, замысел удался».

От себя добавлю, что мы настолько привыкли, что образ Ленина повсюду, что даже не удивились фотографиям с Лениным, датированными сильно после 1924 года. Разглядывая на выставке фотоколлажи Рината Волигамси, по версии которого Ильич был жив и после 1924 года, имел брата-близнеца, счастливо женился на нескольких женщинах, жил в Мексике, попыталась вспомнить, что из этого я проходила в школе. Потом сообразила, что смотрю не на реальные, пожелтевшие от времени карточки, а на коллажи. И таких посетителей выставки, попавшихся на замысел художника, оказалось много.

Источник