2020 год — год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. По всему миру пройдут шествия Бессмертного полка. Kакое будущее ждёт движение «Бессмертного полка» в Грузии? Интервью Грузинформ с основателем шествия «Бессмертный полк» доктором политологии Гулбаатом Рцхиладзе.
— Гулбаат Викторович, в этом году 9 мая вы провели акцию «Бессмертный полк». Со стороны недоброжелателей исторической памяти было оказано большое сопротивление, тем не менее, «Бессмертный полк» состоялся. Как вы оцениваете произошедшее по прошествии нескольких месяцев? Каковы реальные итоги вашей акции?
— С вашего позволения уточню: я лишь инициировал проведение «Бессмертного полка» в Тбилиси, а организовали и провели вместе – все волонтёры, граждане нашей страны, которым небезразлична историческая истина и просто надоела оголтелая русофобия. Любая акция, которая связана с памятью о ВОВ, объявляется «российской мягкой силой»… Я об этом не раз говорил и писал: цель этих настоящих предателей Грузии состоит в том, чтобы память о ВОВ была предана забвению – так будет гораздо легче, оторвать грузинский народ от народов бывшего Советского Союза и прежде всего от России. В этом заключается актуальная задача кукловодов наших местных мелкотравчатых недругов. Потому и была поднята истерика против нашего благородного дела, ведь до сих пор никто не пытался провести шествие по улицам столицы Грузии. Празднования Дня Победы 9 мая в постсоветскую эпоху еще никогда не выходили за пределы парка Ваке. Участники шествия «Бессмертный полк» ввергли в шок всех русофобов. Но противостоять нам они не смогли. Люди доброй воли провели шествие по одному из самых престижных проспектов Тбилиси – проспекту Ильи Чавчавадзе. Тем самым мы совершили ментальный перелом – в Грузии не может быть табу на уличные шествия, связанных с памятью о ВОВ.
— Тем не менее, остались недовольные и на, условно говоря, «вашем фланге»: нашлись люди, вроде Анжелики Захаровой и ее мужа Реваза Гогидзе, которые еще 9 мая забили тревогу и обвинили вас в присвоении «Бессмертного полка». Сейчас же этот Гогидзе зарегистрировал в Минюсте Грузии «Бессмертный полк Грузии» и в соцсетях атакует вас, называя вашу организацию «маргинальной». Что скажете по этому поводу, в чём причина такого недовольства?
— Однажды я упоминал фамилию Анжелики Захаровой в беседе с вами, эта особа часто приходила ко мне в офис Института Евразии, рассчитывая на получение финансов от меня или используя меня, но когда дело касалось защиты чести и достоинства русского населения Грузии, когда это самое население оскорбили по прямому телеэфиру, г-жа Захарова «испарилась». Тот факт, что я вместе с моими друзьями и коллегами достойно провели шествие «Бессмертного полка», шокировал чету Захарова-Гогидзе даже больше, чем наших идейных оппонентов и животных русофобов, так как Захарова с мужем посчитали, что у них отобрали «кормушку». Для них «Бессмертный полк» кормушка, коммерческое предприятие. Захарова получала прямое финансирование из Москвы и в итоге вышел скандал, так как деньги были израсходованы, а никакого шествия не было. В Москве в этом убедились в 2018-ом году, но решили избежать скандала и коррупционное дело огласке не дали.
Что касается моей «маргинальности». Смешно слышать это от этих жуликов с переделанными фамилиями, которые в Грузии совершенно чужие и в обществе их никто всерьез не воспринимает. В отличие от них, меня прекрасно знают в грузинском обществе, есть оппоненты, враги, но я тут не чужой, это моя страна. Захарова же, которая не родилась и не росла в Грузии, появилась здесь лет 8-9 назад, получив грузинское гражданство от… Михаила Саакашвили. Интересно, за какие заслуги? Ведь Саакашвили не давал двойного гражданства коренным грузинам, выходцам из нашей страны, которые вследствие принятия российского гражданства теряли грузинское и обращались за двойным гражданством к тогдашнему президенту Грузии… Некоторые говорят, что Захаровой дали гражданство по рекомендации брата её мужа Реваза Гогидзе, который был работником Госбезопасности Саакашвили, но я не знаю и не утверждаю. Важен сам факт, что Захарова, несмотря на полученное от печально известного Саакашвили гражданство, является в Грузии совершенно чужой, это инородное тело, которое не может сказать ни одного предложения по-грузински, а её муж, номинальный «грузин», с трудом изъясняется на языке, который для него вроде родной. Этим пользуются журналисты, натравленные в антироссийском духе: Было жалко смотреть на «грузина» Гогидзе 9 мая в прямом телеэфире, когда его пригласили ради очернения «Бессмертного полка» (я умышленно проигнорировал «любезное» приглашение «жёлтых» телевизионщиков). Этот пройдоха начал обзывать меня и при этом себя величать «ветераном Абхазской войны». Естественно, этот подкаблучник никогда за Грузию и ни за кого вообще не воевал. Он поддался на давление журналистов и стал обвинять Россию в «оккупации» — тем самым намекая, что он «патриот», а Гулбаат, коренной тбилисец и чистейших кровей грузин – «предатель». Но в Москве он меняет пластинку и поёт другие песни…
Оставим это на совести Гогидзе, к которому у меня вопрос лишь об одном: Где тебя, «патриота», носило, когда в Грузии властвовал Саакашвили и развязал войну в августе 2008-ого года? Что ты делал во время массового протеста против режима Саакашвили в 2007-2012 годах? Ты почему не выступал за русско-грузинскую дружбу тогда? Вот я, например, участник всех тех событий, говорил и действовал я активно – зафиксировано в сми. Я помню Арно Хидирбегишвили и других патриотов Грузии, когда с 2010 года мы выступали в российских городах Туапсе и Владикавказ, представляя Грузию на празднованиях Великой Победы 1945-ого. Мужа Лики Захаровой, как и саму Захарову я почему-то не помню. А не потому-ли, что тогда это было опасно ввиду агрессивной политики Саакашвили, когда можно было запросто пойти в тюрьму по обвинению в «шпионаже» в пользу России? Или ещё хуже, может быть, активизация Захаровой и её мужа уже после Саакашвили обусловлена какими-то заданиями со стороны тех или иных деструктивных сил? Вопрос риторический, но он имеет право на существование!
— Гогидзе написал в соц сетях, что в «Бессмертном полку» нет места красному флагу коммунистов, а также портретов полководцев и генералов, а надо идти лишь с портретами своих предков-ветеранов войны. Что скажете по этому поводу?
— Человек, назвавший Россию «оккупантом» в эфире грузинского телевидения, калькирует устав, написанный в Москве. Это по сути омерзительное моральное опущение человека, но не мне судить. Я скажу лишь следующее: Во-первых, красное знамя Советского Союза и есть Знамя Победы. Не я сделал Компартию основой советского государства, это история и её не изменишь. К сожалению, в Грузии продолжает действовать дегенеративный закон саакашвилиевского режима, запрещающий использование советской символики. Поэтому часть людей приходит с красными флагами, без серпа и молота на них. Официально красный флаг не советский символ, вместе с тем людям с левыми воззрениями этот символ хотя бы в таком виде, важен. Я не могу и не хочу запретить им делать это. Мы не пиарим ни одну из партий. Наше шествие абсолютно беспартийное. Я сам беспартийный. Мы пришли с портретами наших предков, но я предложил и такую идею, которая всем понравилась – изготовить баннера с портретами всех Героев ВОВ из Грузии и поставить эти транспаранты в парке Победы рядом с монументом на обозрение людей. Наша цель ведь состоит прежде всего в патриотическом воспитании молодёжи, а в грузинских школах повсюду идёт антисоветское и антироссийское воспитание, поэтому детей увы, уже не учат истории о наших героях советской эпохи. Поэтому нам было важно, напомнить людям о героическом вкладе грузинского народа в общую победу и для этого мы выделили наших воинов со званием Героя ВОВ. Мы с триумфом внесли эти плакаты в парк Ваке и поставили рядом с могилой неизвестного солдата. Наши враги не осмелились дотронуться до них. Плакаты с портретами Героев Советского Союза и надписью большими буквами – «Грузия гордится своими Героями!» простояли в парке около 10 дней и их с большим интересом рассматривали посетители парка, в том числе молодые. Заранее мы получили разрешение на это от соответствующих служб мэрии Тбилиси, за что я им очень благодарен. Так что, о чём поднимать спор? Мы — независимая грузинская организация, московские уставы нам не указ! Но вместе с тем, мы проводим нашу акцию под эгидой «Бессмертного полка», как это принято в России и других странах, чтобы солидаризироваться со всеми народами, особенно с нашим братским русским народом, в памяти о совместной Великой Победе! Я убедительно прошу Вас, чтобы эту мысль выделили жирным шрифтом в вашей публикации!
— На фоне раскола «Бессмертного полка» какое будущее ждёт движение в Грузии?
— Нет никакого раскола и вот почему: Гогидзе и Ко могут зарегистрировать ещё сотню организаций, грузинское законодательство это не запрещает и, как ваше агентство уже сообщало, на имя Захаровой в Грузии зарегистрировано более двух десятков таких организаций. На самом деле, это мёртворожденный «полк», состоящий из двух «воинов» – генерала Захаровой и её адьютанта Гогидзе. Эти клоуны думают, что «Бессмертный полк» — организация, юридическое лицо. На самом деле атрибутика организации – регистрационная записка, лого, печать, юридический адрес и т. д. являются вторичным фактором, а главное — заниматься делом, осуществлять задуманное. Я зарегистрировал НКО «Бессмертное войско Грузии» лишь ради того, чтобы улаживать юридические формальности с властями, со спонсорами и подрядчиками, но основная цель состоит в осуществлении шествия «Бессмертный полк» по улицам городов Грузии. Это вам не в кустах парка Ваке отсиживаться, как это привык делать «ветеран Абхазской войны» Гогидзе, идти тайком к монументу ВОВ и быстро возложив цветы к нему, так же быстро исчезнуть. А его «генерал» в это время останавливает прохожих и туристов в батумском бульваре и просит их сфотографироваться вместе с нею (фото ей нужны для обмана своего начальства – грантодателей в Москве, «для отчётности», что якобы она собрала «участников шествия»). Мы таким надувательством не занимаемся, еще раз повторюсь, что мы устроили шествие по одному из самых благополучных проспектов Тбилиси назло всем фашистоидам и доказали им, что это наш город.
Несмотря на то, что знаю, что Захарова и Гогидзе являются типичными аферистами, я им не запрещал и не имею права запретить, прийти с портретами своих предков – участников ВОВ и присоединиься к другим участникам шествия «Бессмертный полк». Наоборот, я призываю их, поступить именно так и освободиться от злости, которая их охватила. Если им не нравлюсь я, то пожалуйста, пусть шагают впереди меня, а я буду идти где-то на краю или позади колонны. Главное, чтобы память о ВОВ объединяло всех нас, даже лично недолюбливающих друг друга людей.
Тем не менее, я в этом отношении настроен пессимистически – вольно или невольно чета Захаровых своей активностью сильно дискредитировала название «Бессмертный полк» в Грузии. Из-за неуважения к государственному языку их обращения и требования вызывают аллергию в госучреждениях; их, как я уже сказал, считают чужими. Именно поэтому было отклонено очередное некомпетентное требование Захаровой о выделении мэрией города Батуми места для возведения какого-то монумента, якобы для увековечения памяти о ВОВ. Все знают, что в Батуми сохранился монумент ВОВ советской эпохи, который относительно благоустроен и в инициативе Захаровой не было никакой надобности (за исключением «отчетности» для Москвы). Исходя из всего этого, ее требование мэрия не просто отклонила, а отвергла в грубой форме – чиновник мэрии позволил себе достаточно ясные выражения в отношении «Бессмертного полка» прилюдно, перед телекамерами. Ну а в Москве, вместо того чтобы приструнить «генерала» Захарову вместе с её «адьютантом», есть еще силы, которые заинтересованы в услугах аферистов. Это очень сильно портит имидж истинного движения «Бессмертный полк» в Грузии. Меня уже начинают ассоциировать с Захаровой и Гогидзе, а этого допустить я не могу! Я не собираюсь мараться фарсом, устроенном этими аферистами и их сообщниками в Москве. Память о наших предках и в целом о ВОВ я вместе с моими единомышленниками будем чтить и впредь – открыто, публично, демонстративно.Мы по-прежнему будем морально бить неофашистов и не отдадим им Грузию. Но я не знаю, проведём мы наши мероприятия под эгидой «Бессмертного полка» или как-нибудь иначе. Не стоит воспринимать мои слова как уступку или тому подобное, наоборот – к бою готов, про нас вы ещё услышите!
Беседовала Диана Шерешашвили
Прим. ред. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов