В Берлине проходит Региональная конференция организаций российских соотечественников стран Европы «Русскоязычные диаспоры Европы за сотрудничество». Один из участников конференции, главный редактор портала Общегерманского координационного совета российских соотечественников «Русское поле» Юрий Еременко в интервью Московскому Дому соотечественника поделился своими мнением относительно проблемы освещения мероприятий русскоязычной диаспоры за рубежом.
— Юрий, по итогам различных мероприятий соотечественников довольно часто доводится слышать, что тем, кто не присутствовал на этих мероприятиях, не хватает подробной информации о том, что обсуждалось, как проходили дискуссии, какие варианты решения проблем предлагались. Вместе с тем «Русское поле» всегда довольно подробно дает вышеуказанную информацию. Что бы вы посоветовали коллегам, которые освещают конференции соотечественников в плане повышения эффективности их работы?
— Я не рискнул бы давать советы опытным профессиональным журналистам, ограничусь советами тем, кто не учился этому, но «жизнь заставила».
Во-первых, журналисту нужно быть в теме: хорошо знать т. н. матчасть — всю структуру Координационных советов, сверху донизу, а также историю движения соотечественников и, желательно, персоналии. Нужно «повариться» в этой среде, чтобы понять, чем «дышат» наши диаспоры. При этом помнить, что проблемы в каждой стране отличаются.
Еще одна сложность в том, что зачастую освещают конференции сами же их участники, для своих страновых медиа-ресурсов. И они, как правило, из чувства корпоративной солидарности воздерживаются от любой критики этих мероприятий в своих итоговых материалах.
Получаются скучные и серые материалы «под копирку». Мне кажется, тут нужно искать разумный баланс и давать чаще слово другим, включать прямую речь — как правило, в пылу дискуссий в кулуарах люди более откровенны и даже, я бы сказал, креативны — можно собрать хороший материал. (Главное, чтобы потом не побили проинтервьюированные :).
Очень трудно работать в одиночку. Здесь проблема такова: составы делегаций на мероприятиях, как правило, ограничены квотами, в каждой делегации медийщик обычно один (если вообще есть таковой). В результате нужно принимать участие в заседаниях (а ведь есть несколько секций!), а в паузах — работать как журналист, писать новости, брать интервью… Это адский труд, и, если честно, в таком формате, не очень эффективный. Как вариант — можно привлечь коллег из своей делегации, кто выполнит часть работы: возьмет мини-интервью, задаст вопросы, сделает фото. Но не всегда это удается.
Есть более продвинутый вариант — создание участниками форума из разных стран контента совместно, кооперация. Об этом я еще скажу позже.
На мой взгляд, наши российские коллеги из тех СМИ, что работают по тематике — сайт фонда «Русский мир», сайт Всемирного координационного совета российских соотечественников — довольно хорошо работают на домашних, российских площадках. Но они совершенно «невыездные». На зарубежных форумах их нет, да и за пределами Москвы они бывают не везде.
А в зарубежье, по большей части, работаем только мы, представители зарубежных русскоязычных СМИ. Да, тут есть наши «большие» СМИ, есть их корпункты. Но за редким исключением они далеки от наших событий, не в теме. Да и охват у них слабый: например, в Германии они перекрывают практически только Берлин, никуда больше почти не выезжают.
— На «Русском поле» можно найти самую разную информацию, вы не ограничиваетесь исключительно освещением деятельности соотечественников в Германии, вместе с тем, когда заходишь на портал, безусловно понимаешь, что это именно сайт Общегерманского координационного совета российских соотечественников. Уверен, многим коллегам будет интересно, как вам удается сбалансировать контент на портале.
— Мы с самого начала избрали концепцию новостного сайта, а не «корпоративного листка» и не «визитки». По сути, получился агрегатор новостей региона. Как это сложилось?
Дело в том, что когда мы начинали, одной из главных проблем движения соотечественников была нехватка медиа-поддержки. Наш Координационный совет уже работал три года и я видел, общаясь с коллегами, что событий в местных организациях происходит масса, а освещать их некому. Постепенно мы наладили контакты с источниками на местах и получили постоянный приток контента. В то же время росла активность нашего странового КС, стало больше масштабных мероприятий, они стали более интересными для читателя.
Кстати, мы никогда не отказываем в публикациях и тем организациям, которые не входят в систему КС, но делают свою полезную работу. Если они обращаются за информационной поддержкой, они в подавляющем большинстве случаев ее получают.
Также мы стараемся развивать и такие рубрики, как Наука и Техника, Туризм, Спорт, полемическую рубрику Точка зрения, открыли раздел Наши блогеры. На актуальные события тоже реагируем, создаем временные тематические рубрики (например, посвященные выборам, Бессмертному полку, Чемпионату Мира по футболу, той же региональной конференции).
Такая широта форматов помогает избежать сильных перепадов посещаемости, создает контентный баланс.
— Тема работы СМИ русскоязычной диаспоры за рубежом в условиях ограниченных финансовых возможностей неоднократно поднималась на различных мероприятиях соотечественников. Как один из вариантов решения вопроса очень часто предлагается создание объединений русскоязычных зарубежных СМИ (увеличение охвата аудитории, а соотвественно, дополнительные рекламные возможности). На ваш взгляд, насколько идея таких объединений жизнеспособна?
— Если честно, я уверен вот в чем: в условиях кризиса мы жили всегда. И ограничивают в первую очередь либо явно пустые направления, либо те, что не принесут быстрой отдачи. Но это как рулетка, поди угадай: клепать в военное время простую и массовую «тридцатьчетверку», или изобретать атомную бомбу? Ошибешься — проиграешь.
Так вот, искусственное объединение СМИ невозможно. И примеров тому достаточно, вы, Аркадий, и сами это знаете. Но сама идея эта вполне жизнеспособна… пока она не требует финансов. Шутка.
Как вы знаете, сайт «Русское поле» входит в международный Медиа-Альянс русских сообществ. И у меня есть основания полагать, что ни у кого еще не было таких исходных данных для реализации этой идеи, как у нас сейчас. Здесь много факторов и нюансов, которые я оставлю за рамками нашей небольшой беседы.
А в целом уже довольно давно понятно — нужно кооперироваться, что мы и делаем. Идея Медиа-альянса, которую мы воплощаем, возникла не на пустом месте, а выросла из практики, причем прошла серьезную «обкатку».
Сейчас Альянс находится на стадии юридической регистрации. Не буду скрывать, с первого раз сделать это не удалось, но мы в какой-то мере ожидали, что на этом направлении возникнут сложности, были к ним готовы и уж точно не считаем, что пока нет регистрации – работа должна встать, потому что мы регистрируем не «однодневку», а проект долгосрочный, уже себя зарекомендовавший, проект, который будут продолжать развивать, фигурально говоря, и наши дети.
Статус организации, — а Медиа-альянс станет именно международным НПО, — важен, потому что дает очень большие возможности. Именно поэтому его так непросто реализовать, но самая сложная часть позади, это дело техники.
А вот гораздо более многогранная проблема — рабочая концепция такой медиа-системы. Ведь мы строим мы ее сегодня, а воплощается она уже на основе технологий, которые только приходят, и новых медиа-форм.
Мы продолжаем формировать «ядро» единомышленников и команду, это основная задача сегодняшнего дня. Многим найдется дело, нужны очень разноплановые люди. Мне кажется, в этом и есть главные качества нашей диаспоры: разнообразие и креативность.
Беседовал Аркадий Бейненсон