Все, о чем вы хотели бы знать, но не решались спросить. Аркадий Бейненсон беседовал с координатором Координационного совета объединений российских соотечественников (КСОРС) в Республике Таджикистан Виктором Кимом.
19 апреля в Ташкенте пройдет VIII Региональная конференция соотечественников стран ближнего зарубежья. В преддверии мероприятия один из его участников, секретарь-координатор Координационного совета объединений российских соотечественников (КСОРС) в Республике Таджикистан Виктор Ким рассказал журналисту Московского Дома соотечественника о том, насколько соответствует сложившаяся система соотечественного движения задачам, стоящим перед ним и том, почему Координационным советам не нужен юридический статус.
— Виктор Михайлович, в последнее время среди активистов соотечественного движения идут дискуссии относительно того, насколько соответствует система координационных советов российских соотечественников, проживающих за рубежом, современным реалиям, современным задачам. Высказываются самые разные, зачастую полярные точки зрения на этот вопрос. Что по этому поводу думаете вы?
— Вначале я хотел бы сказать, что до 2014-го года я, можно сказать, был скорее сторонним наблюдателем в этой системе, и собственно, стал полноценным ее участником с вышеозначенного времени, когда возглавил КСОРС. И, можно сказать, что именно с этого момента я активно размышлял над этим вопросом.
На мой взгляд, система координационных советов (страновой уровень, региональный уровень — Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом (ВКС) выстроена логично, правильно. Другое дело, что есть следующая проблема: сами соотечественники (на низовом уровне) не совсем готовы к реализации этой схемы. И если мы говорим, что проблемы, как я уже сказал, начинаются с низового уровня, то есть со страновых корсоветов, то логично, что эти проблемы экстраполируются и на региональный, на всемирный уровень, то есть, и члены ВКС не всегда понимают свои задачи. В связи с этим, необходимо большее понимание на всех уровнях, что из себя представляет система координационных советов и того, как с ней и в ней работать.
— Еще одна активно обсуждаемая тема – статус координационных советов. Как вы считаете, нужна ли им юридическая регистрация в странах пребывания?
— Насколько я знаю, изначальная идея заключалась в том, чтобы у корсоветов не было юридического статуса в странах пребывания. И на мой взгляд, это абсолютно правильно. Почему? Когда КС – это не юридическое образование, тогда мы можем говорить о равенстве всех организаций, которые входят в него. Это касается как странового, так и регионального, всемирного уровня. Организация с юридическим статусом предполагает наличие нормативного документа, в котором более жестко прописывается иерархия, закрепляется вертикаль власти, что создает неравенство. И это я считаю неправильным.
— Есть точка зрения, что именно отсутствие таковой, более жесткой иерархии иногда мешает более продуктивной работе корсоветов, некоторые (очевидно правильные) решения в условиях отсутствия человека (или группы лиц), способных (в силу закрепленного юридически статуса) поставить в дискуссии точку над i, фактически нивелируются.
— И вместе с тем, отсутствие юридически закрепленного статуса предотвращает другие проблемы.
Во-первых, это позволяет выявить лидера неформального. А юридический статус дает возможность закрепить позицию лидера за человеком, зачастую не по его реальным лидерским качествам, а в силу того, что этот человек обладает навыками узурпации, умением вести бюрократическую борьбу. И неформальные лидеры уже с этим ничего поделать не смогут – статус закреплен юридически.
Второе. Отсутствие юридически закрепленного статуса позволяет более гибко работать в ряде стран. Например, в Таджикистане есть определенные законодательные нормы, которые регулируют деятельность общественных организаций. Вы знаете, что в России есть понятие «иностранный агент», применяющееся к общественным организациям, получающим финансирование из-за рубежа. Такие организации обязаны извещать местные власти о таковом финансировании, что привлекает особое внимание со стороны регистрирующих, контролирующих и налоговых органов. Примерно такая же форма контроля и в Таджикистане.
И когда мы (как КСОРС) проводим какое-либо мероприятие совместно (или при поддержке) с Посольством РФ и\или Россотрудничеством, то мы не несем ответственности как юридическое лицо, получающее таковую поддержку. Все, кого данный вопрос может заинтересовать, понимают, что поддержку мероприятию оказывает посольство или Россотрудничество, а КСОРС выполняет организационную работу: обеспечение явки и т. д. То есть речи вопросов к финансовой составляющей в отношении КСОРС – нет.
— Мы беседуем с вами в преддверии VIII Региональной конференции соотечественников стран ближнего зарубежья. Какие задачи вы видите стоящими перед этим мероприятием?
— На мой взгляд, решение конкретных проблем– это уровень страновых конференций, а региональные конференции (и та, о которой мы говорим – не исключение) для того, чтобы все ее участники могли ознакомиться с общей ситуацией в регионе, с теми проблемами, которые в нем существуют у соотечественников и движения, в целом, обменяться мнениями и выработать общую стратегию развития движения в регионе. А дальше уже выносить эту стратегию на всемирные мероприятия (конгресс или тематические конференции), где с учетом мнения других регионов вырабатывается общая стратегия развития уже всемирного движения соотечественников.