Палата русских сообществ в Великобритании (структура, выполняющая функции Координационного совета российских соотечественников в этой стране) с 9 ноября начала работать в новом качестве. Зачем Палате юридическая регистрация? Какие изменения в плане работы ждут эту структуру? И в чем смысл деятельности Координационных советов российских соотечественников? Своим мнением по этому поводу с Московским Домом соотечественника поделился Олег Сотниченко, председатель Палаты русских сообществ Великобритании и Северной Ирландии.
— Олег, в ходе нашей беседы на шестом Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, вы обмолвились мне, что с 9 ноября работа Палаты русских сообществ Великобритании и Северной Ирландии перейдет в новое качество. Что вы имели ввиду?
— В этот день у нас прошло последнее собрание нашей структуры в том виде, в котором она работала последние 10 лет, то есть, не будучи зарегистрированной (small unregistered charity), и одновременно прошло первое собрание уже в рамках «переходного» документа, который мы отослали на регистрацию. То есть начинаем работать уже с новым уставным документом, в формате charitable incorporated organisation.
— Что послужило причиной для таких изменений?
— Мы очень долго думали, изучали опыт Координационных советов российских соотечественников (КС) в других странах, консультировались с коллегами, смотрели, где у кого какие конфликты, из-за чего они, какие у кого позитивные практики.
И пришли к выводу, что в регистрации есть следующие позитивные моменты. Как зарегистрированная структура, мы сможем людей нанимать на работу. Чем это важно? Работа КС должна строиться на постоянной основе. Когда мы собираем КС, то обговариваем конкретные обязанности каждого из его членов, кто что должен делать. И иногда получается, что человек хочет выполнять ту или иную работу на добровольной основе, например, написать тот же пресс-релиз КС, но он не совсем готов в профессиональном смысле к этому.
Или наполнение сайта – я считаю, что возложение этих обязанностей на членов КС не совсем правильно, члены КС представляют свои организации, которые хорошо проводят мероприятия, организуют праздники, но не всегда могут делать ту или иную, скажем, техническую работу. Волонтеры – это хорошо, но мы же понимаем, что человек это делает в свое свободное время, т. е. не на регулярной основе. Да, мы можем попросить волонтера написать статью один раз, второй, помочь провести мероприятие, но когда это превращается в работу на постоянной основе – естественно, нужна дополнительная и очень серьезная мотивация.
— Правильно ли я понял, что речь о полноценно и на постоянной основе функционирующем офисе КС?
— Да. Ведь что иногда происходит. Мы, как я уже говорил, изучали опыты разных стран, и заметили вот что – бывает, приходит человек в КС, нарабатывает опыт, связи, контакты, делает сайт, потом состав КС меняется, и все это уходит вместе с ним, нужно выстраивать работу заново.
В случае той модели, которую выбрали мы – мы получаем гарантированно некую преемственность, информация, связи и т. д. остаются в исполнительном органе, том, что вы назвали офисом.
— То есть на зарплате будут только работники офиса КС?
— Да. Согласно британскому законодательству, сами члены КС будут иметь статус «trustee» — попечитель. Получать они его будут на выборной основе, в ходе открытого голосования.
Непосредственно работники будут определяться в ходе определенной процедуры, предотвращающей конфликт интересов. В частности, если кандидат имеет родственные связи с попечителем, или у него есть бизнес-связи с попечителем, это обязательно должно быть указано и почти гарантированно станет препятствием. А основным критерием при отборе станут, конечно же, профессиональные навыки.
Попечители будут отвечать за стратегическое управление организацией, то есть утверждать планы на будущие, утверждать документы, утверждать исполнителей, а также проверять, идет ли работа структуры в правильном направление. Уже конкретную работу будут выстраивать представители исполнительного органа, «офиса» — онлайн-консультации, решение каких-либо проблем, а самое главное — поддержание постоянной обратной связи с соотечественниками.
Еще появление исполнительного органа даст возможность работать в КС не только представителям организаций, но и соотечественникам в частном порядке.
— Повлияет ли новый статус Палаты на ее взаимоотношения с российскими официальными структурами?
— Абсолютно нет. Естественно, все это обсуждалось, проводились консультации. Как работали, так и будем работать.
Я придерживаюсь той точки зрения, что КС должен прежде всего работать на построение сильной диаспоры. Нет, можно конечно, просто координировать деятельность исключительно входящих в КС организаций, но давайте посмотрим правде в глаза, КС-ы зачастую охватывают не самую большую часть диаспоры.
Сильная диаспора – это работа на стыке нескольких видов деятельности: развитие русского языка и культуры в стране, где мы живем, плюс интеграционная составляющая – диаспора должна быть серьезной, ответственной составляющей общества страны проживания, плюс связь с нашей Родиной – Россией, способствование налаживанию и укреплению двусторонних отношений, и четвертое – налаживание горизонтальных связей как внутри страновой диаспоры, так и за ее пределами.
Связь с Россией – это один из стратегических пунктов, и у нас в новом уставе написано, что наши собрание могут посещать в том числе и представители посольства.
Кстати, отмечу — на последнем нашем собрании был принят ряд рекомендаций по защите русскоговорящих жителей Великобритании. Если помните, не так давно вышла статья в британской прессе о том, что половина представителей нашей диаспоры в Лондоне — шпионы. Мы не можем оставить такие нападки на нас без ответа. По сути, то что было опубликовано, является разжиганием межнациональной розни и навешиванию ярлыков в британском обществе.
Беседовал Аркадий Бейненсон