Казанская Икона Божьей матери — почитаемая чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Казанская икона не раз оказывалась в гуще самых грозных событий российской истории.
Говорят даже, что уже в наше время перед Курской битвой в 1943 году, когда решалась судьба нашей Родины, Сталин приказал пронести на самолете над нашими войсками святую икону Казанской Божьей матери. Так ли это на самом деле? Может и так. Но вернемся к нашему повествованию.
И здесь мне хотелось бы сказать и просто напомнить, что период конца 16-го и начало 17-го веках, прозванный Смутным временем, показал глубокий кризис Московского государства и вторжение иностранцев. В это время патриарх Московский Гермоген призвал русский народ изгнать поляков из Москвы и стало создаваться народное ополчение.
В сентябре 1611 года Нижегородский земский староста и купец Кузьма Минин обратился с призывом создавать народное ополчение, горожане добровольно жертвовали деньги. По предложению Минина на пост воеводы был приглашен князь Дмитрий Пожарский.
И здесь, дорогой мой читатель, мне хотелось бы сделать небольшое отступление.
По семейным преданиям мне было известно, что мой предок Василий Семёнов, думный дьяк, вместе с Мининым и Пожарским писал грамоты воззвания к народу, создавать ополчение и идти освобождать Москву от иноземных захватчиков.
С момента открытия архивов в начале 1990-х годов, появилась у меня мечта. Может удастся найти хотя бы копию этих грамот воззвания к народу, что составлял и писал мой предок думный дьяк Василий Семёнов. Я даже побывал в Государственном архиве древних актов в Москве, но безуспешно.
И вот относительно недавно, 2-3 года назад, в интернете обнаружил, что у нашего Александра Островского с его гениальными пьесами, есть одно малоизвестное произведение «Кузьма Минин Сухорук», написанное в 1856 году.
И какое же было мое приятное удивление, когда в действующих лицах пьесы я увидел моего предка Василия Семенова, где он читает ту самую грамоту воззвания к народу. Просто фантастика, что мне удалось найти!
Но это все я прочитал в интернете, и мне захотелось во чтобы то ни стало найти эту книгу. И вот здесь мне пришли на помощь мои друзья из России. Большая благодарность Зинаиде и Гульнаре, приложивших немало сил и терпения, чтобы найти и переслать эту книгу мне в Канаду.
И теперь мне хотелось бы привести отрывок из этой книги Александра Островского «Кузьма Минин Сухоруков»:
Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1-я редакция)
Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах
Действие первое (25 августа 1611 года)
ЛИЦА:
Козьма Захарьин Минин, Сухорук, земский староста[1] Нижнего посада.
Иван Иванович Биркин, стряпчий, присланный в Нижний Ляпуновым для совету.
Василий Семенов, дьяк, старый человек.
Алексей Михайлович Поспелов, боярский сын.
Петр Аксенов, старик, богатый торговый человек.
Баим Колзаков, стрелецкий сотник.
Роман Пахомов, боярский сын,
Родион Мосеев, посадский, гонцы из Москвы.
Василий Лыткин (лет пятидесяти),
Павел Темкин (лет тридцати пяти),
Семен Губанин (лет двадцати), торговые люди.
Гриша, юродивый мальчик.
Павлик (писчик), писарь Биркина.
Марфа Борисовна, богатая вдова.
Всякие люди нижегородские обоего пола.
Часть Нижнего посада, близ Кремля: направо и налево деревянные лавки, на заднем плане деревянный гостиный двор, за ним видна гора и стены Кремля; налево, в заднем углу, на пригорке, башня и ворота в Кремль. Направо продолжение Нижнего посада. Вдоль лавок деревянные мостки с навесом для пешеходов; у растворов скамьи и раздвижные стулья.
Воевода:
Все собралися?
Голоса:
Все.
Воевода
(отдает грамоту Семенову)
Читай, Василий!
Семенов:
Сначала тут, как водится, все власти
Казанские и весь народ помянут:
Татары, черемиса, вотяки
И прочие.
(Читает.)
«Не раз мы вам писали
О нашей гибели и разоренье;
И снова молим вас: не позабудьте,
Что вы родились в православной вере,
Святым крещением знаменовались.
Сего-то ради положите подвиг
Страданья вашего за ваших братий!
Молите всем народом христианским
Людей служилых быть в соединенье
И заодно стоять против врагов
И всех предателей хрестьянской веры.
Вы сами видите, что всем близка
От тех врагов конечная погибель.
В которых городех они владели,
Какое разоренье учинили!
Где Божьи образы и где святыня?
Не все ли разорили до конца
И обругали наглым поруганьем!
Где множество бесчисленное в градех?
Не все ли люто горькими смертями
Скончалися! Где в селах наши чада,
Работные? Не все ли пострадали
И в плен разведены! Не пощадили
И престаревших возрастом. Седин
Не усрамились старцев многолетних
И душ незлобивых младенцев. Все
Испили чашу праведного гнева.
Попомните и смилуйтесь над нами,
Над общей гибелью, чтоб вас самих
Та лютая погибель не постигла!
Не мешкая, идите в сход к Москве!
Вы сами знаете, всему есть время,
Без времени бездельно начинанье
И суетно. А если есть меж вас
Какое недовольство — отложите!
Соединитесь все, забыв обиды,
И положите подвиг пострадать
Для избавленья православной веры!
Незакосненно сотворите дело,
Казною и людями помогите!
Чтоб скудостью и гладным утесненьем
Боярам, воеводам и всем людям
Порухи никакой не учинилось.
О том вас молим много со слезами
И от всего народа бьем челом!»
Воевода:
Вели списать ты список слово в слово,
А грамоту отдай свезти в Казань.
Минин:
А что ответим?
Семенов:
Знают воеводы
Про то, а наше дело будет — слушать.
Минин:
Послушаем.
______________
Вот такие приятные и неожиданные открытия дарит нам жизнь!
Все мы знаем, что Народное ополчение под руководством князя Пожарского освободило Москву от захватчиков и вошло в Кремль с ликом иконы Казанской Божьей матери. С 2004 года в России 4 ноября отмечается как государственный праздник Дня народного единства и Казанской иконы Божьей матери.