Бразильский блогер: Эту войну Запад ведёт против России много лет

Криштиану Алвес де Лима

Известный бразильский блогер Криштиану Алвес де Лима в своё время выучил русский язык благодаря дружбе и общению в интернете с жителями России. Сегодня в своих блогах он на португальском и русском языках рассказывает о международной политике и по мере сил борется с русофобией.
На фото: Криштиану Алвес де Лима
– На своём youtube-канале вы рассказываете о событиях в России?
– Не только о России, я говорю о событиях практически по всему миру. Но конечно, тема специальной военной операции сейчас – одна из самых горячих. В данный момент я нахожусь в Польше и что называется, на «собственной шкуре» могу чувствовать события, которые сейчас происходят на Украине. В Польше очень много беженцев из Украины. Но дело не в них, а в политике властей Польши, направленной против России. Моя невеста хотела ко мне приехать из России, но когда она звонила в посольство Польши, чтобы узнать, можно ли получить визу, там кидали трубку, как только узнавали, что она русская.
Гуляя по Варшаве, ты видишь, что тебе буквально повсюду стараются навязать мнение, что Сталин – это советская версия Гитлера. Или, как они пишут в своих музеях, «советская инкарнация зла». Дьявол, короче говоря. Мне это не нравится и я снимаю много сюжетов на эту тему. Но публиковать их буду, когда вернусь в Бразилию – я не собираюсь оказаться в польской тюрьме из-за своего мнения.

– В RUTUBE есть ваш ролик на русском языке, где вы показываете уличную выставку антироссийской направленности в Варшаве. Вы часто видите там подобное?
– Могу сказать, что в Варшаве это практически на каждом углу. Часто они размещают такого вида пропаганду в местах, где находится уличная зарядка для телефона. То есть человек не только заряжает свой телефон, но ещё и получает историческую дезинформацию. Когда я прилетал в Россию и приземлялся в Пулково или Шереметьево, я ни разу не видел книги с заголовками «Дуда – ужасный человек» или нечто подобное про другого европейского президента. Никогда я в России ничего подобного не видел. Но в варшавском аэропорту «Фридрих Шопен» хватает таких книг, журналов и газет, в заголовках которых в негативном контексте упоминается российский президент Путин. А телевизор я в Польше даже не включал – не хочу видеть, что там творится вокруг России. Вместо того, чтобы говорить о том, что действительно интересует поляков, местные власти и СМИ предпочитают демонизировать своего соседа. Причём общаясь с обычными поляками, я вижу, что они относятся к России часто нейтрально, а иногда и положительно.
Но, конечно, встречаются случаи и дискриминации и самого настоящего расизма. Я сам с этим столкнулся, когда вышел прогуляться в футболке с символикой российской сборной по футболу. Кстати, в Бразилии очень многие просто обожают такие футболки – и не потому, что они болеют за российский футбол, а просто потому, что футболка была выпущена к Чемпионату мира по футболу, который проходил в Бразилии в 2014 году. И много раз в Бразилии ко мне подходили и говорили: «О, у тебя такая красивая футболка!». И вот в этой футболке я зашёл в грузинский ресторан в Варшаве. Но меня настолько негативно приняли в этом месте, что я решил там не есть – а вдруг официантка плюнет в хачапури из-за ненависти к России! Девушка назвала меня оккупантом, хотя она даже не знала, откуда я приехал. Но это даже не имеет значение. Девушка там работала официантом и должна была меня обслужить, а не бросаться оскорблениями. Это прежде всего непрофессионально. Одно дело – работа, а другое – политические взгляды. Вот так и происходит демонизация людей по национальному признаку.
Другой инцидент у меня произошёл с поляком, у которого я просто хотел узнать информацию, как добраться в Минск из Варшавы. Человек страшно разозлился и заявил мне, что если я отправляюсь в Белоруссию, то тем самым поддерживаю войну против украинского народа. Я спросил: «А если я куплю билет в Польшу, значит, я Дуду финансирую?». Это идиотский и примитивный аргумент. По своему опыту знаю, что студенты из американских и французских университетов очень любят подобного рода аргументы. И такого же рода аргументы используют сегодня те, кто поддерживают Украину. Часто это просто дезинформация. И таким образом нельзя решить ни одного серьёзного вопроса в мире.
– Вы очень хорошо говорите на русском языке. А как он появился в вашей жизни? Почему вы стали изучать русский язык?
– Я всегда интересовался иностранными языками. В детстве, когда я узнал, что люди называют одно и то же по-разному на разных языках, мне стало это очень интересно. Со своими друзьями в детстве я даже придумывал новый язык – такая у нас была игра. Когда мне было 9 лет, появилась возможность изучать английский. И когда я выучил английский, то у меня был выбор – учить либо польский, либо немецкий, либо русский. И поскольку в детстве я много слышал о Советском Союзе и о России, я решил выучить русский. И большой переворот в моём освоении языка наступил в тот момент, когда я начал по интернету общаться с самими русскими людьми. Замечу, что это были люди, с которыми было интересно разговаривать. Они оказались очень начитанными и открытыми. И если среди носителей английского языка я могу лишь одного человека называть своим другом, то среди русских этот список будет намного больше. Русский народ очень гостеприимный, общительный, интересный – с ними можно разговаривать практически обо всём. Сегодня это также мой рабочий язык, поэтому мне важно хорошо им владеть. И могу сказать, что знание русского языка принесло в мою жизнь много хорошего.
– На ваш взгляд, как блогера, людям в других странах интересна точка зрения России, к ней начинают прислушиваться?
– В начале специальной военной операции у многих русских было ощущение, что за Россию выступали только русские. На самом деле это не так. У меня есть подруга-бразильянка, которая живёт в России со своим мужем. И она создала видео в поддержку России, которое набрало очень большое количество просмотров. Но также из-за этого видео она получила много угроз от так называемых украинских «ботов» – ей угрожали только потому, что она выразила своё мнение.
Первое видео на моём канале, набравшее очень много просмотров, было посвящено уничтожению базы наёмников на Яворском полигоне под Львовом, где погибли в том числе и бразильцы. Я перевёл на русский рассказ выжившего бразильского наёмника, в котором он рассказывал, о том, какой страх он пережил в результате попадания российской ракеты и каким чудом ему удалось спастись. И это видео очень быстро разлетелось по интернету.
– А вообще тема России каким образом подаётся в бразильских СМИ?
– Страшно и лживо подаётся. Расскажу о таком примере. В первые дни начала операции в Киеве украинский танк, передвигавшийся по центру города, наехал на гражданскую машину, водитель которой чудом выжил. На нашем телевидении этот эпизод преподнесли так: страшные и злые русские убивают простых людей на улицах Киева. Хотя никаких русских танков в центре Киева не было, это подтверждала и украинская сторона. Но бразильское телевидение не только передало, что это был русский танк, но даже сообщило, что это был танк Т-14 «Армата»! И только месяц спустя журналисты всё же признали, что это не был русский танк и тем более «Армата».
Уверен, что они и раньше это знали. Но эти люди опираются исключительно на эмоции. В эпохе постправды есть такая известная тактика – сыграть на эмоциях. Это касается самых разных сфер, но в том числе и информации. Неважно – истинная информация или ложная, главное – какие эмоции она вызывает у масс. Таким образом можно ими управлять и формировать коллективный консенсус.
Был также очень показательный момент с бразильским футболистом, который играл в Киеве и после начала военных действий решил с семьёй вернуться в Бразилию. Его пригласили на телевидение, и в интервью он рассказал, что украинские пограничники не хотели его выпускать, и ему пришлось заплатить взятку за возможность выехать с Украины. И когда он это сказал, журналистка сразу же его перебила, потому что не хотела, чтобы этот человек, который не имеет никакого отношения к России, рассказал бы правду об Украине. И подобных моментов было очень много. Это огромное поле лжи и манипуляций. Причём Бразилия – это телевизионная страна, здесь очень редко читают, зато принято всей семьёй перед ужином смотреть телевизор. И, конечно, большинство просто бездумно верит в то, что журналисты им покажут. И это страшно.
– А что касается бразильских наёмников, поехавших на Украину, какое к ним отношение в бразильском обществе? Как их воспринимают?
– Как правило, воспринимают отрицательно. Большинство прекрасно понимают, что наёмники едут сражаться и убивать не ради идеалов, а просто за деньги. Тех, кто их романтизирует, мало. Среди них есть отвратительные личности, которые, например, призывают «украинизировать» Бразилию. Причём это призывают люди, сами исповедующие фашистские взгляды.
– Насколько я знаю, вы интересуетесь и темой Второй мировой войны и тоже делали материалы на эту тему. А почему она для вас интересна?
– Я считаю, что это очень интересная тема. Если я могу лаконично рассказать про историю России, то я скажу так: это история борьбы справедливости против сатанизма. Так было и во времена Александра Невского, когда крестоносцы и инквизиторы хотели захватить русскую землю. Так было, когда Наполеон хотел стать императором всего мира. Так было, когда Гитлер со своими расистскими теориями хотел захватить весь мир. И тогда произошла борьба между гуманизмом, который представлял Советский Союз, и расизмом. И сегодня на Украине происходит то же самое. И сейчас там идёт борьба с сатанизмом – гендерной идеологией, продвижением ценностей ЛГБТ, прославлением нацизма. И Россия борется против этого. Действительно, идёт война. Но эту войну начала не Россия. Эту войну Запад ведёт много лет против России.
Светлана Сметанина