«Русский Пьеро» Александр Вертинский. Воспоминания Михаила Брохеса в репортаже журналиста из Канады

Не важно, где и в какой стране мы живем — русское культурное наследие популярно во всем мире, русскую музыку, стихи, песни, художественные произведения любят и помнят не только иммигранты, используя эти шедевры как главный духовный центр притяжения в русских диаспорах, но и иностранцы, изучающие русскую культуру.

Рассказывает Максим Кравчинский.

*** В воскресенье, 21 марта, отмечался день рождения Александра Николаевича Вертинского. Много, особенно за последние годы, было сказано, написано и снято о «русском Пьеро», но образ, созданный им остается настолько притягательным, что даже небольшие новые «штрихи к портрету» лично у меня всегда вызывают интерес. Поэтому сегодня в честь «именин» шансонье мне хочется поделиться с вами эксклюзивным материалом — записью воспоминаний многолетнего аккомпаниатора Вертинского, пианиста Михаила Брохеса. Они сотрудничали с 1943 по 1957 год. После ухода Александра Николаевича Михаил Брохес еще полтора десятка лет выступал с творческими вечерами, где вспоминал о совместной работе и даже исполнял (причем очень похоже, в чем у вас будет шанс убедиться) песни Вертинского. Кроме того, в этот памятный день мне хочется вспомнить одну из своих программ, посвященных артисту, и поделиться небольшой подборкой фотографий. Кстати три фото Вертинского в Шанхае нашла блогер Катя Князева, кликнув по ссылке можно прочитать подробности о ее поиске и истории этих снимков.

Эту уникальную запись предоставил каналу ProПесни коллекционер Николай Маркович из Москвы.

Александр Николаевич Вертинский. (9 (21) марта 1889, Киев, Российская империя — 21 мая 1957, Ленинград, СССР). Русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века.

Отец Вертинского, частный поверенный Николай Петрович Вертинский (1845-1894), происходил из семьи железнодорожного служащего. Помимо юридической практики, он занимался также журналистикой — публиковал в газете «Киевское слово» фельетоны под псевдонимом Граф Нивер. Мать, Евгения Степановна Сколацкая, родилась в дворянской семье. Николай Петрович не смог жениться на ней, поскольку его первая жена не давала развода, и «усыновил» собственных детей несколько лет спустя.

Когда мальчику было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. После смерти родителей Александр и его сестра Надежда оказались в разных семьях у родственников матери, причём брата уверяли в том, что сестра мертва. Позже Александр и Надежда совершенно случайно встретились и очень сблизились.

В девятилетнем возрасте Александр Вертинский на отлично сдал экзамен в Первую киевскую гимназию, но через два года был исключён за неуспеваемость и дурное поведение и переведён в Четвёртую киевскую гимназию (считавшуюся учебным заведением «попроще»), откуда также был исключен в 5-м классе (около 1904 года). Здесь он увлёкся театром, некоторое время играл на любительской сцене и был статистом в киевском театре Соловцова, хотя позже признавал свой первый актёрский опыт крайне неудачным. Постепенно Вертинский приобрёл репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей — Фёдора Шаляпина, Анастасии Вяльцевой, Михаила Вавича, Джузеппе Ансельми, Марии Каринской, Титты Руффо, публиковал небольшие (как правило, «декадентские») рассказы в местных газетах: в «Киевской неделе» — «Портрет», «Папиросы Весна», «Моя невеста», в еженедельнике «Лукоморье» — рассказ «Красные бабочки».

На жизнь себе Вертинский зарабатывал разными способами: продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играя в любительских спектаклях. Побыл он и бухгалтером гостиницы «Европейская», откуда был уволен «за неспособность». К этому времени относится и его знакомство с поэтами М. Кузминым, В. Эльснером и Б. Лившицем, художниками А. Осмёркиным, К. Малевичем, М. Шагалом и другими гостями литературного салона, созданного С. Н. Зелинской, преподавательницей той самой Александрийской гимназии, из которой Вертинский был исключён (впоследствии ставшей женой Н. В. Луначарского, брата А. В. Луначарского).

В 1913 году Вертинский, в надежде сделать себе литературную карьеру, переехал в Москву, где с сестрой Надей, актрисой, поселился в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Здесь он начал выступления в литературных и драматических сообществах, в том числе в качестве режиссёра (поставив «Балаганчик», одну из пьес А. Блока), некоторое время работал в ателье А. Ханжонкова.

О поэзии Блока, во многом сформировавшей его мировоззрение, Вертинский писал позже как о «стихии, формирующей наш мир»: «В нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме».

Продолжение   https://stuki-druki.com/authors/Vertinskiy.php

Источник