Юлия Молокова: «СМИ соотечественников должны быстро бежать, чтобы оставаться на месте»

СМИ соотечественников, безусловно, нужно поддерживать, но здесь, на мой взгляд, необходимо следовать четкой линии, направленной на создание именно профессиональных ресурсов, заметных в медиапространстве своих стран. Количество должно перейти в качество ( Юлия Молокова)

Между тем

Пресс-служба организаций российских соотечественников Канады www.canadapress/ru —  рoссийское СМИ, освещающее деятельность соотечественников и организаций соотечественников Канады силами одного сотрудника — учредителя, главного редактора, профессионального журналиста Ирины Миньковской, работает за счет собственных средств и времени в течение более 5-т лет. Нет, это не хобби, это полноценная работа без материальной  поддержки. Поддержку невозможно оформить без открытия юридического лица, открыть юр.лицо невозможно, не потеряв пенсионную надбавку. Замкнутый круг, но пресс-служба продолжает работать благодаря моральной поддержке госструктур РФ.

Как и любые СМИ в современных условиях, СМИ соотечественников должны быстро бежать, чтобы оставаться на месте. А чтобы двигаться вперед, нужны и вовсе нечеловеческие усилия (Юлия Молокова)

Начальник информационного отдела Московского Дома соотечественника (МДС), экс-редактор портала Всемирного координационного совета Юлия Молокова рассказала о том, какие темы волнуют проживающих за рубежом россиян и других граждан, считающих Россию своей родиной и отождествляющих себя с ее культурой. Также она поделилась мнением относительно развития сегмента СМИ соотечественников за рубежом и рассказала о работе Москвы с соотечественниками в условиях карантинных ограничений.

— Почти десять лет вы находитесь на острие информационной работы, связанной с тематикой проживающих за рубежом российских соотечественников. Есть ли какие-то особенности у информационного поля, в котором живут зарубежные общины, и как оно менялось со временем?

— Конечно, соотечественники живут в общем для всех жителей планеты информационном поле и активно с ним взаимодействуют. Свое инфополе есть и в каждой отдельной стране, а порой даже и в конкретном городе. Однако существует целый ряд особых тем, присущих исключительно взаимоотношениям России и диаспоры, которые и формируют специфическое информационное пространство соотечественников.

Известно, что Москва была первым регионом, кто установил диалог, а затем и тесный контакт с зарубежной диаспорой. И это тема для отдельной беседы.

В России о соотечественниках всерьез заговорили в начале «нулевых» годов, после того, как был принят соответствующий закон, ставший не просто декларацией о намерениях, но и закрепивший ряд преференций для представителей зарубежных общин. Тогда информационное поле было наполнено обоснованием важности работы России с зарубежными соотечественниками, поиском форм и форматов взаимодействия между Россией и Русским миром. Итогом этой работы стало создание координационных советов в странах проживания соотечественников, возникновение Всемирного координационного совета как представительного органа Всемирного конгресса.

Когда контакт между Россией и соотечественниками был установлен, информационное поле стало наполняться узкими практичными темами, волнующими зарубежную общину.

Одна из наиболее важных тем — это переселение соотечественников в Россию. Больше всего об этом говорили в конце «нулевых» и начале «десятых» годов. Программа переселения стала первой масштабной инициативой российского руководства, направленной на поддержку соотечественников. Она живо обсуждалась в зарубежных общинах, являлась предметом диалога между Россией и соотечественниками. К слову, нынешняя редакция программы переселения — во многом результат усилий именно соотечественников, которые активно высказывали свою позицию.

Сейчас о программе переселения говорят меньше, поскольку многие «острые углы» были сглажены. Однако сама по себе тема российского миграционного законодательства по-прежнему остается актуальной, и соотечественники время от времени возвращаются к этому вопросу.

Не менее важная тема — получение образования в вузах России для соотечественников и иностранцев. Порой этот вопрос становится наиболее обсуждаемым.

Важное место в информационной повестке общин занимали и занимают темы сохранения исторического наследия России; борьба с фальсификацией истории; вопросы защиты права на родной язык. Вообще продвижение русской культуры за рубежом — один из главных и неизменных дискурсов в информационной среде соотечественников.

Всегда в фокусе внимания и внутриполитические процессы в самой России. Соотечественники активно участвовали в освещении хода голосования на выборах в российские органы власти за рубежом. Сейчас коронавирус внес свои коррективы в голосование по поправкам к Конституции России, и эта тема, немного позабытая в апреле-мае, вновь становится ведущей в информационной повестке. Общероссийское голосование состоится 1 июля, а в некоторых странах россияне уже сейчас могут высказать свое мнение по поправкам в Основной закон.

Неизменной все это время остается дискуссия вокруг самого понятия «соотечественник», вызванная довольно пространным определением этого термина в законодательстве. Жаркие споры о том, кого считать соотечественником, а кого нет, не утихают до сих пор. И вряд ли в обозримом будущем что-то изменится.

Еще одна «вечная тема» — это Октябрьская революция и ее итоги. Из-за существующих в самом движении соотечественников диаметрально противоположных оценок тех событий эта тема периодически выходит в «топ» обсуждаемых.

— А какие темы являются безусловно общими для всех соотечественников?

— Инфополе в среде соотечественников, конечно, не существует вне контекста общемирового информационного пространства и подчиняется доминирующему в данный момент тренду. Яркий тому пример — коронавирус, без оглядки на который сейчас не обсуждается ровным счетом ничего.

Еще стоит отметить, что и соотечественники сами по себе — публика довольно разношерстная. За рубежом есть потомки белоэмигрантов, казаков, сохранившие быт и культуру старообрядцы; граждане, бежавшие от произвола 90-х; вышедшие за иностранцев россиянки; бизнесмены, высококлассные специалисты, работающие в международных компаниях. В конце концов, соотечественники, не по своей воле оказавшиеся за пределами России после распада Советского Союза. Каждая из этих категорий имеет свой нарратив, так или иначе влияющий на содержание информационной повестки в целом по движению соотечественников.

Среди определенно общих тем стоит выделить День Победы. Это по-настоящему мощная точка объединения, одинаково важная для всех соотечественников независимо от пола, возраста, социального положения и того, как человек оказался за границей. Исключения, конечно, есть, но они не выходят за пределы статистической погрешности.

— Какова специфика СМИ соотечественников в зарубежных странах и что можно сказать об их эффективности? Что, по-вашему, мешает им развиваться в мощные и влиятельные информационные ресурсы?

— Большинством СМИ соотечественников занимаются люди, далекие от массмедиа, ранее не имевшие соответствующих опыта и навыков. Есть русскоязычные СМИ, которые для своих владельцев — это просто хобби. Встречаются ресурсы, которые под давлением конъюнктуры страны проживания сменили риторику на прямо противоположную, стали откровенно русофобскими, хотя в свое время просили поддержку со стороны России. К сожалению, сейчас немало сомнительных ресурсов, склонных к переоценке значимости своей работы.

Многие ресурсы представляют собой «визитки» организаций соотечественников. Есть сайты, активно стремящиеся в когорту профессиональных СМИ, которые, если сказать просто, определяет регулярный сбор, обработка и распространение сообщений массовой аудитории. Картина получается пестрая.

СМИ соотечественников, безусловно, нужно поддерживать, но здесь, на мой взгляд, необходимо следовать четкой линии, направленной на создание именно профессиональных ресурсов, заметных в медиапространстве своих стран. Количество должно перейти в качество.

Чтобы успешно заниматься журналистикой, не обязательно иметь профильное образование. Главное — постоянно учиться, знать и уметь применять новые инструменты, находиться в процессе перманентного профессионального роста. Как и любые СМИ в современных условиях, СМИ соотечественников должны быстро бежать, чтобы оставаться на месте. А чтобы двигаться вперед, нужны и вовсе нечеловеческие усилия.

И здесь важна грамотная и продуманная поддержка со стороны России. И речь вовсе не о примитивном выделении денег. В первую очередь необходимо понять, зачем нам вообще нужны СМИ соотечественников: как средства коммуникации «диаспора — Россия» или «диаспора — страна проживания»; как площадки для продвижения российской позиции за рубежом; мост между Россией и другими странами; как инструмент, способствующий сохранению идентичности, установлению и укреплению связей внутри самих общин? Или все это вместе и что-то еще? Ответив на эти вопросы, необходимо разрабатывать соответствующие методики и системно готовить профессиональных сотрудников, умеющих и понимающих специалистов. Важно определить цели и задачи таких ресурсов, выстроить тактику и стратегию их развития. Сейчас, к сожалению, поддержка СМИ соотечественников Россией выглядит хаотичной, а не имеющие четкой цели и внятного позиционирования ресурсы работают вхолостую. И это при огромном нереализованном потенциале.

Важно еще добавить, что СМИ зачастую — это убыточные предприятия, требующие дотаций. Не стоит, наверное, ожидать, что СМИ соотечественников смогут выйти на самоокупаемость, не говоря уже о прибыли. Поэтому финансовая поддержка от государства, безусловно, важна. Но в первую очередь СМИ соотечественников необходимо поставить на профессиональные рельсы, а уж потом давать им топливо для движения.

— Как уже изменилась работа Московского Дома соотечественника в связи пандемией нового вируса, и как это может отразиться на деятельности МДС в будущем?

— Весь период самоизоляции сотрудники МДС работали в удаленном режиме, что не мешало нам общаться с соотечественниками, поддерживать и развивать прежние контакты, знакомиться с новыми людьми. Работа в дистанционном режиме началась до пандемии, и с ее началом мы не стали меньше взаимодействовать с представителями зарубежной общины. Скорее наоборот — общаемся больше. Свою деятельность мы, как и все, перенесли в Интернет, где проводим множество мероприятий. МДС инициировал видеоконференции с соотечественниками, посвященные ситуации с эпидемией коронавируса в странах их проживания. На таких встречах обсуждаются актуальные в этом контексте вопросы. В их рамках запущены проекты #StopCoronaFake и «Хорошие новости». Есть международный совместный с Координационным советом российских соотечественников в Республике Корея спецпроект. МДС проводит вебинары, онлайн-конференции, онлайн-встречи, участвует в проектах соотечественников.

Но, как очень точно заметил в недавнем интервью директор Московского Дома соотечественника Петр Владимирович Гладков, дистанционные встречи ради просто общения не имеют смысла, нужно в их рамках выходить на конкретную деятельность, к тому же такими мероприятиям все уже «перекормлены».

Конечно, мы, как и все, ждем отмены ограничений на международные поездки, чтобы поехать в гости и принять у себя знакомых, единомышленников и друзей.

Беседовал Денис Татарченко

Источник