Хор Красной Армии — один концерт вместо сотни дипломатов

Лариса Петрашевич из Монреаля.

В последние дни уходящего года, с 26 по 30 декабря, монреальцы и гости города могут сделать себе и своим близким прекрасный новогодний подарок, побывав на концерте прославленного Хора Красной Армии. Выступления пройдут в Maison Symphonique, и это большая удача. Ведь во время турне Хора, посвященного 90-летию образования, единственный город в Канаде, где запланированы гастроли коллектива — это Монреаль.

Имя ансамбля у многих на слуху ещё с советских времён, но его история знакома, вероятно, не каждому. А между тем она обширна, величественна, преисполнена моментов громкой славы и глубокого трагизма.

Академический Краснознамённый орденоносный ансамбль песни и пляски имени Александра Васильевича Александрова — таково полное название коллектива, гастролирующего по миру под названием «Хор Русской Армии Александрова», — образован 12 октября 1928 года. В тот день состоялось первое выступление коллектива в Центральном Доме Красной Армии. Сначала он получил название Ансамбль красноармейской песни, и в его составе было только 12 исполнителей — 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Не прошло и 10 лет, как ансамбль (в нижеследующем тексте «Хор», «ансамбль», «коллектив») состоял уже из 300 исполнителей.

Руководитель Хора, впоследствии ставшего одним из символов Советской армии, народный артист СССР Александр Александров основал и возглавил его благодаря настойчивости маршала Климента Ворошилова. Любопытно, что свой творческий путь Александров начинал певчим в Казанском соборе, а одно время был регентом в московском храме Христа Спасителя. В дальнейшем он, помимо работы в Хоре, преподавал в Московской консерватории и получил степень доктора искусствоведения.

За руководство блестящим армейским коллективом, поддерживавшим боевой дух Советской Армии, Александров был возведен до чина генерал-майора.

Величайшая заслуга Александрова заключается в том, что он вывел российское (советское) хоровое искусство на профессиональный международный уровень. Сочетание в репертуаре Хора разнообразных жанров российского пения — бытового, солдатского, камерного, оперного и церковного — обеспечило коллективу триумф на мировой музыкальной сцене. Особого внимания заслуживает и хореографическая составляющая каждой программы. По образцу александровского Хора создаются и успешно работают военные музыкально-хореографические коллективы.

За годы плодотворной работы Александров написал музыку к 81 оригинальной песне, а также обработал множество русских народных и революционных песен, равно как и песен народов мира. Надо сказать, что наряду с величайшими произведениями («Священная война» на стихи Лебедева-Кумача, 1941 г.), Александров писал и откровенно заказную музыку («Кантата о Сталине», «Гимн пятилетке», «Песня о Климе Ворошилове»), что объясняется драматическим ходом истории Советского Союза и положением творческой личности в конкретных заданных обстоятельствах. Спустя десятилетия попробуем быть не снисходительными, но рассудительными: не восхвалял бы Александров сталинскую эпоху и лично товарища Сталина, не родилась бы «Священная война», эмоционально укреплявшая веру советского народа в неизбежность сокрушительной победы над врагом. И не было бы легендарного ансамбля, бесстрашно выступавшего (и выступающего) на передовой военных действий в разных точках нашей неспокойной планеты.

На протяжении 90 лет существования Хора сложилась целая военно-музыкальная династия Александровых. Сам Александр Васильевич руководил коллективом 18 лет. Он умер в возрасте 63 лет в 1946 году от разрыва сердца в Берлине во время европейского турне. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В дальнейшем художественным руководителем в течение 41 года был его сын Борис. Два сына, Владимир и Александр, руководили и дирижировали оркестром.

Оглядываясь на многолетнюю славную историю Хора, нельзя не остановиться на самой трагической её странице — на катастрофе, случившейся 25 декабря 2016 года. В этот день в Чёрном море разбился самолёт Ту-154 российского министерства обороны. 64 пассажира на борту представляли основной состав Хора, летевшего на новогодний концерт, запланированный на российской базе Хмеймим в Сирии. Цель поездки, разумеется, была самая гуманная — поддержать дух российских солдат в боевых условиях. Вылетев из Москвы, самолёт приземлился в Адлере для дозаправки, после чего поднялся в воздух и через 2 минуты пропал с радаров. Как выяснилось позже, падение произошло на седьмой минуте полёта. Евгений, внук Александра Александрова, рассказывал журналистам: «Это жуткое горе. Погиб весь цвет ансамбля. Все лучшие солисты, весь хор. Дед говорил: «Нет хора — нет ансамбля». Столько же артистов осталось в Москве, но погибли лучшие. Много летали, по всему свету, а разбились в России».

Спустя короткое время после трагедии была создана специальная комиссия, занявшаяся прослушиванием артистов со всей страны. Труппа ансамбля начала работать в полном составе уже через несколько недель с начала работы комиссии. Художественным руководителем был назначен военный дирижер Геннадий Саченюк, 16 лет проработавший в ансамбле. Первый концерт в обновлённом составе состоялся 16 февраля 2017 года в Центральном академическом театре Российской армии.

За всю историю существования Хор давал концерты не только на сценических и военных площадках. В 2004 году состоялось выступление в Ватикане, посвящённое празднованию очередной годовщины восшествия папы Иоанна Павла II на престол, где были исполнены песни «Калинка», «Соловьи» и «Смуглянка». В 2007-м состоялся первый в истории концерт российского ансамбля в штаб-квартире НАТО. «Александровцы» исполнили перед сотрудниками аппарата знаменитую «Священную войну». Хору довелось выступать в парламенте Канады и в Белом доме. Вот что писал один из корреспондентов монреальского информационно-новостного издания The Gazette: «Пианиссимо и фортиссимо хора, когда им управляет Александров, фантастичнее и убедительнее, чем у любого хорового специалиста мира. Его крещендо и диминуэндо более тонко продуманы, чем у других дирижеров, которых мне приходилось слышать со времен Тосканини».

Что же так притягивает слушателей со всех континентов в музыкальных программах Хора? Только ли уникальная российская и универсальная военная жанровая специфика? Очевидно, что нет. Академические рамки были раздвинуты ещё Александром Александровым вопреки диктату советского режима и суровой реальности военного времени. Им была проделана филигранная работа с разноплановым музыкальным материалом. А уже позже, в мирное и относительно свободное время, был совершён не один прорыв. Вспомнить хотя бы, что на гастролях 1961 года в Париже ансамбль выступал с начинающей 15-летней певицей по имени Mireille Mathieu. Парижские газеты взахлёб писали, что на небосводе французской эстрады, благодаря Хору Красной армии, взошла новая звезда. Время послужило тому подтверждением. Хор в разные годы выступал с исполнителями, чьи имена у всех на слуху. А на этот раз, в конце 2019 года, на сцене Maison Symphonique состоятся выступления с Isabelle Boulay, известной квебекской исполнительницей фолк, кантри и поп-музыки.

У Хора есть достойная традиция: где бы ни проходили гастроли — обязательно исполнять песни на языке принимающей стороны. Вот и в декабре в Монреале слушателям будет предложена программа из самых разнообразных музыкальных произведений, включая песни на французском и английском языках.

Репертуар Хора впечатляет: чтобы перечислить все композиции, понадобится издать пусть и небольшого объёма, однако целую книгу. И всё, что исполняется и будет исполняться, подчинено одной великой цели — служению делу мира во всем мире. И в данном случае это не клише из официального текста, а опытным путём проверенная высокая истина. Доказательством тому является подробная география выступлений ансамбля, включающая отдалённые гарнизоны и горячие точки. В прошлом — это передовая фронтов Великой Отечественной Войны (более 1500 концертов), Югославия, Афганистан, Приднестровье. В наше время — Сирия, но очень хочется, чтобы этим список завершился навсегда. Более полувека назад советский посол во Франции Виноградов очень точно подметил: «То, что может сделать один концерт ансамбля Александрова, сто дипломатов за год не сделают».

Геннадий Саченюк, нынешний руководитель Хора, рассказывает, что зарубежные почитатели творчества коллектива выступили с предложением номинировать его на Нобелевскую премию и начали собирать подписи в поддержку этой инициативы. По его мнению, для любого политика или музыканта это не только знак уважения, но и заслуженного признания роли в истории современного общества.

Концерт Хора Красной Армии — это особенное культурное мероприятие, с многослойной атмосферой и историческим подтекстом. Величественная музыка и прекрасные голоса воздействуют не только на слух зрителей, но и воспроизводят в памяти самые славные моменты российской и советской истории, которыми мы имеем право гордиться вне зависимости от места проживания. Ведь все мы вместе — та самая «страна огромная», о которой сложены замечательные песни и во имя которой совершён не один подвиг. И в этом контексте нелишним будет вспомнить, что красота спасёт мир. Пусть уходящий год завершится красиво благодаря Хору Красной Армии, а мы будем ждать встречи с артистами в Maison Symphonique в конце декабря.

Место встречи — Монреаль

 

Тэги

Similar posts