Память поколений. Внучка Цветаевой побывала на форуме «Цветаевский костер»

На Вологодчине прошел Форум «Цветаевский костер», который устраивается уже пятый сезон подряд. На его открытии побывала внучка русской писательницы Анастасии Цветаевой Ольга Трухачева.  В дни форума в областной библиотеке Ольга Трухачева провела встречу с читателями, поклонниками творчества своей знаменитой бабушки. Ольга также рассказала о мероприятиях, посвященных 125-летию со дня рождения Анастасии Цветаевой, и передала в дар будущему музею Анастасии Цветаевой в Соколе несколько предметов и документов, принадлежащих Анастасии Ивановне и ее сыну Андрею Трухачеву.

Судьба писательницы и мемуаристки Анастасии Цветаевой, младшей сестры поэтессы Марины Цветаевой, недолго была связана с Вологодским краем. В 1947 – 1949 годах, перед третьим арестом (всего Анастасию Ивановну по политическим мотивам арестовывали трижды – в 1933-м, 1937-м и 1949-м) она жила в Соколе у своего сына Андрея Трухачева, который работал инженером на Сухонском ЦБК, — пишет Культинфо.

Дом, в котором жила семья, располагался неподалеку от предприятия на улице Фрунзе – это было установлено вологодским исследователем Еленой Титовой по изысканиям сокольчанки Людмилы Кузнецовой. Сейчас в доме планируют открыть музей Анастасии Цветаевой. Идею поддержал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов, уже имеющий опыт открытия литературных музеев (в 2015 году открылся Музей-квартира В.И.Белова в Вологде, ставший филиалом КБМЗ).

Сейчас Цветаевский дом находится в режиме ожидания: идет долгий процесс передачи здания из районной собственности в федеральную (КБМЗ является федеральным учреждением культуры), осложненный аварийным состоянием дома. Но фонды будущего музея уже пополняются: свой вклад внесла и Ольга Трухачева, передавшая представителям Кирилло-Белозерского музея некоторые предметы и документы, бережно хранившиеся в семье.

В их числе – фотографии Андрея Трухачева и его жены, некоторые из них сделаны собственно Анастасией Цветаевой; фото обвиненного в масонстве Бориса Зубакина, из-за знакомства с которым Анастасию Ивановну ждали 10 лет лагерей; документы, связанные с сокольским периодом жизни Андрея Трухачева; письма, написанные Анастасией Цветаевой во время пребывания в Соколе; иконы, бережно оформленные ею в те материалы, которые были под рукой (дощечки, фольгу от бутылочных крышек); книги с пространными дарственными надписями. На оборотной стороне фотографий рукой Анастасии Цветаевой или ее сына Андрея сделаны пояснения. Свою фотокарточку, сделанную после второго освобождения (Андрей Трухачев был осужден дважды – первый раз заодно с матерью за знакомство с «масонами», второй – «за превышение власти» при выполнении плана деревообделочной фабрики) сын Анастасии Ивановны подписал так: «Молод, мрачен и трезв (последнее под сомнением)». В будущий музей также отправятся шаль, связанная руками Нины Трухачевой, невестки Анастасии Цветаевой, и любимый подстаканник Андрея Трухачева, который всегда пил чай из граненого стакана.

Мемориальные предметы и документы переданы в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, а после открытия музея в Соколе займут место в его экспозиции.

Всего в России и на просторах бывшего СССР существует 9 музеев, связанных с именами сестер Цветаевых (в основном, конечно, с именем старшей сестры – Марины) – в Феодосии, Александрове, Елабуге, Тарусе, Москве. Единственный на сегодняшний день музей именно Анастасии Цветаевой находится в казахском городе Павлодаре, где она с семьей сына жила после последнего освобождения. Цветаевский дом в Соколе станет вторым музеем, носящим персональное имя младшей из сестер, и первым таким музеем в России.