Загадочный Борис Волков — «русский отец канадского балета». История первого русского танцовщика в интервью с Максимом Кравчинским

Максим Кравчинский — писатель, журналист, телеведущий.

Здравствуйте, Максим. Сегодня мы с вами будем говорить о Борисе Волкове (Boris Volkoff ), «отце канадского балета», как называют этого человека в Канаде. Перед нашим интервью я поинтересовалась у русскоязычного GOOGLE, что он знает о русском хореографе Борисе Волкове – информации оказалось немного, тем более приятно, что вы взялись за эту тему и сейчас снимаете документальный фильм об этом удивительном человеке. По моему мнению, вы нашли бесценный клад. Но вначале расскажите нашим читателям о себе и своем творчестве – я знаю, что вы любите шансон, Высоцкого и русские рестораны. И еще вы любите кино. Вот об этом и расскажите, пожалуйста, поподробнее…

— Как вы попали в Канаду. Это была мечта?

В Канаду я приехал около пяти лет назад. Моя жена первой переехала в Торонто, а я уже последовал за ней.

— Было ли на первых порах трудно внедряться в местную культуру и окружение, или все прошло гладко?

К тому моменту, когда я ехал в Канаду, жена уже работала в Торонто, да и я знал, где буду работать – на русском телевидении Канады. До отъезда в Канаду я делал музыкальные программы на «Шансон-ТВ» и  «Ля-минор ТВ»,  а в Канаде транслировались эти каналы, поэтому меня хорошо знали. О такой адаптации в незнакомой стране можно только мечтать.

Считаете ли вы себя эмигрантом?

Сейчас границы открыты, можно легко мигрировать между странами. Но вот я помню, когда был ребенком 6-7 лет, мой отец  и его друзья эмигрировали – было некое ощущение, что они прощаются навсегда, или как будто в космос улетают.

А я считаю себя путешественником.

— Когда и кому пришла идея снимать кино об основоположнике канадского балета?

Идея пришла ко мне совершенно случайно во время прогулки по центру Торонто. В начале улицы Янг на доме я увидел мемориальную табличку «Отцу канадского балета Борису Волкову. 1900-1974». В этом здании в 1929 году была открыта первая балетная школа, как я узнал позже. Я был поражен, так как я много лет занимаюсь историей эмиграции, в основном, музыкальной,  перечитал множество мемуаров, но об этом имени не слышал никогда. Я начал искать информацию – ее было очень мало, но я нашел, все-таки, архивы, источники, перечитал их, и поняв, как складывалась его жизнь, подал заявку на производство документального фильма о Волкове в Canada Media Fund, и эту заявку утвердили. Мы приступили к работе над фильмом два года назад, и в 2020 году фильм будет представлен зрителям.

Я прочитала, что, когда в 1951 году в Торонто был создан Национальный балет Канады, вопреки ожиданиям, руководителем новой компании стал не Борис Волков, а приглашенная из Британии танцовщица и хореограф Силия Франка. Как наш танцовщик отреагировал на это назначение? Что говорит об этом ваш фильм?

Конечно, он был расстроен, это был крах его надежд… Человек десятилетиями шел к этой вершине, и тут внезапно все его планы разрушились. Однако, повел себя Борис Владимирович крайне благородно – практически все его ученики составили костяк труппы Национального балета Канады, и руководители новой школы понимали, что ученики Волкова – достойные и профессиональные исполнители балета. В то время пресса писала, что Волков сделал donation, но он просто не стал препятствовать тому, что они вошли в новую труппу – с одной стороны он был горд, что его ученики стали основой труппы, с другой стороны ему, конечно, было обидно, что не он возглавляет Национальный канадский балет. Кроме того, вместе с балетными исполнителями в новую школу перешли его костюмеры, менеджеры, другие сотрудники. Ему также предложили ставить какие-то постановки, но он отказался, и продолжил строить собственную карьеру, тем более, что новое руководство запрещало своим исполнителям посещать школу балета Бориса Волкова. До конца жизни он продолжал учить, ставил спектакли на своей небольшой сцене, а вершина, к которой он стремился, была для него уже недостижима. Почему это случилось? Не буду раскрывать интригу – об всем этом зритель узнает из фильма.

Были ли сделаны какие-то открытия во время подготовительного и съемочного процесса?

Так подробно, как мы, еще никто не разбирался с историей его жизни – есть только одна диссертация на эту тему у исследователя из Техаса, и есть несколько других источников, описывающих его биографию. Это  был человек удивительно авантюрного склада – родился Борис Владимирович Волков в небольшой деревне Щепотьево Тульской области в 40 км. от Москвы.  В деревне не было ни церкви, ни кладбища. В 19 лет он оказывается в Москве, через несколько лет он выезжает с одним из государственных «молодых балетов», которых в советское время создавалось много по всей России, на гастроли по Сибири, оттуда перебирается в Китай, затем на его пути встает Сингапур, Гавайские острова, Америка. И он везде танцует, не изменяя своей профессии. Затем его волной выносит в Канаду. Переход американо-канадской границы – это отдельная приключенческая история, мы снимаем об этом реконструкцию.

— Кто написал сценарий?

Сценарий написан мной, я же выступаю в роли продюсера. Режиссер фильма – Ольга Антимоний.

Где происходили съемки? Вы ездили в Россию, на родину своего героя?

Со съемочной группой мы ездили в Тульскую область, в Москву. Кстати, перед поездкой в Россию я связывался с комитетом по культуре Тульской области, писал в газеты – никто не ответил, эта информация не вызвала никакого интереса. Однако, мы нашли краеведа Александра Ростовцева, это, как мне кажется, единственный краевед, который знает там абсолютно все – он нашел деревню Березовку рядом с Щепотьево, где хоронили жителей окрестных деревень. Мы нашли старое заброшенное кладбище, все там варварски перевернуто, и мы не нашли следов усопших предков Волкова. Также мы интересовались у местных жителей, но никто не помнит такую фамилию – Волков ( или Баскаков по отцу). Можно сделать вывод, что родные сгинули из-за репрессий – ведь Волков ушел заграницу, а в то время это было сродни приговору.

-Как проходят съемки в Канаде? Вы выезжаете на исторические места, связанные с именем Волкова?

Мы снимаем и в Торонто, и в окрестностях, ставим реконструкции событий – большую часть своей жизни Волков провел в Канаде, с 1929 года до конца жизни. Удалось найти его учеников, учениц. С удивлением обнаружили, что в Национальном балете Канады его имя «табу». Там с нами о нем отказались говорить. Почему так происходит даже спустя полвека после смерти Волкова — это одна из загадок, которую мы пытаемся в фильме разгадать.

Что вы разузнали о его семье?

У него была жена – Джаннет Болдуин, представительница очень известной в Канаде семьи —  члены это семьи, выходцы из Ирландии, заложили основы государственности Канады, были видными деятелями искусства, выдающимися инженерами, имена многих из них представлены на мемориальных досках Торонто, портреты находятся в здании Законодательного собрания, их именем названа лестница к замку Касалома, один из Болдуинов дважды был Премьер-министром Канады. И, конечно, для семьи был шок, когда они узнали, что их дочь собиарется замуж за выходца из России, с его непонятным происхождением и жутким английским языком.

Однако, Джаннет была непреклонна. Пара прожила вместе практически до конца жизни. За неколько лет до смерти Волкова они развелись, но потом снова стали жить вместе, и даже венчались в церкви – она была с мужем до конца.

У семьи Волкова был знакомый писатель Тимоти Финдли, использовавший историю их жизни в своем романе «The Butterfly plague» ( роман очень популярен в Канаде).  Однако, он исказил их любовную историю, приписав ему несуществующие черты – ее он избразил утонченной канадкой, а его русским деспотом. На самом деле их отношения были прекрасные, они очень любили друг друга.

— Кто из русскоязычных жителей Торонто принимал участие в съемках в качестве дублеров?

У нас снимается Марк Вайнтруб, переводчик, актер, импрессарио, он с женой организуют концерты и проводят театральные фестивали. Марк большой друг нашего канала, и он любезно согласился сыграть Волкова в ряде реконструкций. Молодого Волкова играет актер Никита Новохатский.

Расскажите, пожалуйста, об интересных моментах со съемочной площадки.

Мы нашли в Онтарио много интересных мест, исторических парков, где сохранились старинные здания, машины, предметы интерьера. В одном из них мы снимали переход Волкова через американо-канадскую границу.

— Планируете ли вы устроить по поводу премьеры фильма светское мероприятие для соотечественников?

Сейчас фильм находится в работе, но мы, конечно, хотели бы показать его как можно большему числу наших соотечественников и канадцам, привезти фильм в Москву. Я дружу в Москве с руководством «Дома русского зарубежья имени Солженицына», поэтому хотелось бы участвовать и в Фестивале кино русского зарубежья. Но пока мы думаем о том, что нужно завершить фильм.

— С кем из известных людей Вам доводилось встречаться?

Моя работа позволяет встречаться с теми людьми, которые интересны мне самому. У меня две страсти – музыка и литература. Это, в первую очередь, эстрада русского зарубежья, романсы, цыганские песни. Доводилось общаться и работать с такими легендами жанровой песни, как Вилли Токарев, Михаил Шуфутинский, Михаил Гулько, Борис Рубашкин и другие исполнители, составляющие цвет эмигрантской эстрады – мы много программ с ними сделали.

В последние годы я начал собирать прижизненные издания, автографы писателей русского зарубежья. Сейчас в Канаде на русском телевидении выходит моя программа «Я расскажу вам», и по работе я много езжу и по Канаде, езжу в Америку – там встречался с поэтом Дмитрием Бобышевым, который наряду с Евгением Рейном, Анатолием Найманом и Иосифом Бродским входил в ближний круг Анны Андреевны Ахматовой. В прошлом году ездил на интервью с известным писателем, автором «народных» песен «Окурочек» и «Товарищ Сталин» Юзом Алешковским. В Москве брал интервью у Эдуарда Лимонова. Все эти программы доступны на нашем официальном канале, который называется «Наш Дом. Русское ТВ в Канаде».

— Вас можно назвать счастливым человеком?

Абсолютно. Мне удалось переплавить свое хобби в профессию. У меня огромная коллекция музыки, которую я собираю с детства, и коллекция литературы. Без сомнений, я считаю себя счастливым человеком.

— Что помогает вам принять правильное решение в трудных ситуациях, если они у вас бывают?

Хорошо сказал когда-то Лев Толстой: «Не знаешь, что делать – не делай ничего». Я, как правило, стараюсь избегать конфликтных ситуаций, руководствуясь любимой восточной мудростью: «выигрывает не тот, кто победил в драке, а тот, кто сумел ее избежать». Поэтому в любых трудных ситуациях стараюсь просто переждать.

— Как вы проводите свободное время?

Мы очень много путешествуем семьей. Как только выдается свободное время стремимся куда-то уехать, любим гулять в парках. Столько на земле мест, которые хочется увидеть! Весной вот были в Перу, ходили в поход по джунглям – три дня шли пешком до Мачу-Пикчу.

Еще я коллекционирую очень многое, помимо книг и пластинок. Недавно увлекся собирательством всяких артефактов, связанных с русскими ресторанами заграницей. Ищу визитки, меню, открытки… Особенно интересны предметы первой волны, ведь тогда даже очень известные художники зачастую были вынуждены заниматься оформлением ресторанов, поэтому порой попадаются настоящие шедевры.

— В Москве бываете?

Обязательно. Я же фактически живу на две страны. Каждый приезд стараюсь проводить в Доме Русского Зарубежья на Таганке вечер эстрады. Приглашаю артистов, рассказываю о новых проектах и обязательно привожу какие-то книги, пластинки или еще что-то в архив Дома Русского Зарубежья. Это замечательное и абсолютно уникальное место, со многими сотрудниками которого я очень дружу. Кстати недавно там был открыт первый в России Музей истории и культуры русской эмиграции. Если кто-то не был там или не знает об этом, обязательно загляните. Музей находится в самом центре Москвы, на Таганке.

— Что бы вы пожелали соотечественникам в Канаде и нашим зарубежным русскоязычным читателям?

Я недавно в Канаде, но уже заметил, что «русский след» в стране Кленового листа исследован мало. А ведь здесь бывали и Рахманинов, и Шаляпин, и Хор Жарова, и Высоцкий.  Здесь жили и живут очень интересные художники, широко известные в Канаде, но совершенно неизвестные в России. В Торонто дважды бывал Довлатов. Отсюда начался путь на Запад великого Барышникова. Хотелось бы как-то структурировать эту историю, поэтому я буду продолжать работать в этом направлении. Фильм о Борисе Волкове – это только первая ласточка. Если я возьмусь за следующий проект, то посвящу его русским в Канаде.

Пользуясь моментом, обращаюсь к читателям: «Если вы хотите поделиться своими историями, если вам доводилось встречаться с известными личностями в эмиграции, если у вас сохранились архивы, пластинки, книги, рукописи – свяжитесь со мной, мы встретимся, побеседуем, запишем интервью». Адрес электронной почты можно найти на моем сайте www.kravchinsky.com

Больше информации о Борисе Волкове и о ходе съемок фильма можно найти здесь: https://borisvolkoff.com

Спасибо, Максим, и до новых встреч.

Спасибо Вам, Ирина, за проявленный интерес.

Подготовила Ирина Миньковская