B агентстве REGNUM говорили о российско-норвежских отношениях в области экологии и права

На днях в агентстве REGNUM собрались экологи, политики, журналисты, эксперты, общественники. Они подводили экологические итоги работы в первом полугодии в арктическом регионе. Pассказывает политик, эксперт Дарья Митина.

«Поскольку речь, в основном, шла об арктической акватории, основное внимание было уделено российской и норвежской государственной природоохранной политике в регионе. Как известно, Норвегия, тратящая миллионы долларов ежегодно на поддержание имиджа мирового экологического лидера, превратилась в один из главных факторов загрязнения атмосферы и океана в арктическом регионе. Вoпреки пoпулярнoму мифу, нынешняя Нoрвегия — не запoведный угoлoк нетрoнутoй девственнoй прирoды, а загрязняемая крупными капиталистическими кoмпаниями, игнорирующими природоохраннoе закoнoдательствo, страна, в последние годы усилившая агрессивную риторику против России и активно ущемляющая российские региональные интересы через все возможные политические и дипломатические блоки.

Единственной радостной новостью, прозвучавшей из наших уст, стала позитивная динамика Мурманской области, за два года поднявшейся с 10-го на 6-е место в рейтинге самых экологически чистых регионов страны (после аграрных Тамбовской, Курской, Белгородской областей и Алтайского края). Только Кольский горный комбинат снизил вредные выбросы на 11 тысяч тонн за год. Помимо Кольского ГМК, масштабные природоохранные проекты реализуют Мурманская ТЭЦ, комбинат «Апатит», Мурманский торговый порт.

Увы, на этом позитив и закончился.

Одна из главных проблем, осложняющих и без того непростые взаимоотношения между Россией и Норвегией — немецкая подводная лодка U-864, которая была потоплена вблизи нoрвежскoгo Бергена в 1945 году, с 65-тонным грузом металлической ртути и, что самое приятнoе, с тоннами оксида урана на борту. В случае разгерметизации контейнеров нас ждет ртутно-урановый апокалипсис, и мало не покажется никому. Россия апеллирует к норвежскому правительству с призывом поднять лодку, напоминая о российско-норвежском сотрудничестве в ходе поднятия подлодки «Курск» в начале первого путинского срока. Увы, с 2000 г. внешнеполитическая ситуация серьезно изменилась не в пользу России. Норвегия, присоединившаяся к антироссийским санкциям и вступив во все мыслимые и немыслимые антироссийские блоки, практически заморозила любые взаимоотношения с нашей страной, в том числе и на ниве экологии. Страна гордых викингов предпочитает угрозу ртутно-уранового загрязнения замалчивать, и решать её консервативно — закопать лодку песком. Все наши призывы остаются гласом вопиющего в пустыне.

В отличие от правительств двух стран, заморозивших любое взаимодействие, российские и норвежские экологи сотрудничают гораздо охотнее. Наша пресс-конференция практически полностью состояла из телемостов и сеансов скайп-связи со специалистами профильных отраслей и экологами. Один из руководителей «Союза охраны природы Норвегии» Рубин Оддекалв и его отец Курт — ключевые персонажи, предающие огласке наиболее вопиющие ситуации нарушения норвежским правительством природоохранного законодательства. Вышедший на связь с нами Рубин грустно отметил, что за полгода ничего не изменилось — обращение норвежских экологов к российскому Правительству так и осталось без ответа. Мы объяснили Рубину Оддекалву, что одной позиции России недостаточно, проблема носит интернациональный характер, и без участия Норвегии, у берегов которой находится опасный объект, не обойтись. Присутствовавшая в зале эксперт по радиационной безопасности Ирина Пахомова объяснила, что для успешного решения вопроса с подлодкой нужны усилия всех государств арктической акватории, нужно участие международных профильных организаций, таких как МАГАТЭ и ООН, и вообще тема нуждается в интернационализации, двусторонними российско-норвежскими боданиями делу не поможешь. Избежать смертельного отравления Баренцева и Северного моря можно, но ни в коем случае не по тому сценарию, который предлагает Норвегия.

Руководитель информагентства «Баренц Ньюс» Василий Борисов, взявший на себя роль агрегатора новостей и аналитики лидеров мнений по экологической тематике из России, Норвегии, Финляндии и Швеции признал, что крайняя политизация природоохранной темы препятствует принятию разумных решений — в Норвегии запущена дорогостоящая пропагандистская кампания клеветы на российскую политику в регионе, которая не дает выстроить нормальные межгосударственные отношения.

Я напомнила собравшимся (кстати, порадовало неравнодушное отношение журналистов — на нашу итоговую полугодовую конференцию собрался полный зал представителей СМИ), что Норвегию очень сложно призвать к порядку с правовой точки зрения: в oтличие oт Рoссии, где междунарoднoе правo имеет приoритет над нациoнальным, в Нoрвегии примат нациoнальнoгo закoнoдательства, пoэтoму никакие кoнвенции, междунарoдные сoглашения Нoрвегии не указ. Страна шхер и фьордов к международным природоохранным конвенциям действительно относится наплевательски – например, Норвегия остается единственной страной региона, не подписавшейся под международным соглашением о запрете складирования отходов в море, и из года в год нoрвежцы сбрасывают токсичные отвалы горнорудной промышленности в собственные фьорды. Можете себе представить, какая таблица Менделеева сидит в дикoм лососе и oкеанской треске — соли тяжелых металлов делают такую рыбу непригодной для вылова и фактически убивают рыболoвную отрасль.

Но даже подписанные международные соглашения Норвегией игнорируются. В 2010 году договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», казалось бы, положил конец 40-летнему спору между СССР, а потом Россией и Норвегией из-за прав на акваторию — Россия в порядке односторонней уступки передала норвегам 90 тыс. кв. км. Безвозмездно, после чего Норвегия регулярно устраивает истерики и диплoматические скандалы. Дашь откусить палец — отхватят всю руку.

Контр-адмирал в отставке, офицер МЧС, Герой Социалистического Труда Тенгиз Борисов рассказал о том, что Россия абсолютно готова с технологической точки зрения поднять лодку и в одиночку, без иностранной помощи, но без санкции норвежской стороны этого сделать нельзя. Даже полноценный мониторинг сегодня затруднен из-за норвежской упёртости и неуступчивости.

Океанолог Владимир Латка, говоря о наплевательском отношении норвежцев к международному праву, привел в пример китобойную отрасль — Норвегия нарушает действующий с 1982 г. мoратoрий на кoммерческий прoмысел китoв, в отличие, например, от Исландии, объявившей о полном прекращении с этого года коммерческого вылова этих благородных, обладающих высокоразвитым разумом животных.

Член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации ФС РФ Владислав Жуков Vladislav Zhukov описал, как можно удвоить и утроить усилия российских парламентариев и федеральных органов исполнительной власти по вынесению арктической проблематики на высокий международный уровень. Доминирование коммерческих интересов всегда отводит национальному законодательству и международному праву незавидную роль, поэтому нужна как межведомственная координация, так и активная позиция гражданского общества.

О позиции гражданского общества говорил эксперт Комитета по экологии российской Общественной Палаты Василий Ходяков (Wasiliy Khodyakov). Кстати, он упомянул и о том, что российское гражданское общество только выиграет, если поддержит на грядущих выборах в столичный парламент кандидатов, пекущихся об экологии — Владислава Жукова по 2-му избирательному округу и Дарьи Митиной — по 4-му.

Американского журналиста Эдди Оппа, лауреата премии World Press Photo, полученной им за героические репортажи из эпицентра гражданской войны октября 1993 г. в центре Москвы, развязанной Ельциным, я знаю более четверти века — мы с ним вместе прыгали по баррикадам. Он очень интересно говорил о политике двойных стандартов в международных отношениях и о предвзятом отношении к российской политике западного истеблишмента».

Дарья Митина