Международная конференция по вопросам преподавания русского языка и литературы завершилась во Франции

21-22 сентября 2018 года в г. Лионе (Франция)  при поддержке Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и при активном участии организатора – Центра исследований в области образовательной политики «Эврика», г. Москва (http://www.eurekanet.ru/). состоялась международная научно-практическая конференция русских школ дополнительного образования.

В мероприятиях конференции приняли участие более 100 педагогов русского языка как иностранного из Франции, Бельгии, Люксембурга, Швейцарии, Турции, Грузии, Италии, Испании, Киргизии, Казахстана, Финляндии.
Конференция проводилась в целях обмена профессиональным опытом, по использованию новых форм и методов преподавания русского языка и литературы, русского языка как иностранного и преподавания учебных дисциплин (предметов) на русском языке, в том числе, в рамках билингвального образования.  

Среди докладчиков и авторов мастер-классов выступили ведущие преподаватели вузов, школ и детских садов Москвы и стран Европы, представители СМИ Франции и других стран Европы или российских СМИ, освещающих события в Европе.

В чем дефициты в изучении русского языка и литературы? Какие есть инновационные методы и образовательные практики преподавания русского как иностранного? Какие есть новые учебные пособия и чем они отличаются от традиционных? Какие есть технологии в преподавании русского языка и литературы на занятиях театральной деятельностью и музыкой? Об этом и многом другом говорили педагоги на конференции.

Доцент МГПУ, доцент, кандидат филологических наук Татьяна Лапутина рассказала про инновационные методы в изучении русского языка и образовательные практики.

«Мы, педагоги, которые преподают русский как иностранный, с вами обладаем удивительным качеством – у нас есть нежность к русскому языку. Мы видим, как человек изменяется: он говорит на одном языке и вдруг начинает говорить о другом», – пояснила Татьяна Лапутина назвала учителей русского языка «скульпторами говорящих личностей».

Директор центра проектного творчества «СТАРТ-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ, доцент, кандидат педагогический наук Елена Восторгова пыталась вместе с участниками конференции понять, как построить изучение языка так, чтобы детям было интересно и что надо сделать, чтобы преодолеть «зубрежку» в изучении русского языка. Оказалось, что это вполне реально, если использовать на занятиях деятельностный подход: вместо объяснений – практические действия и задания, вместо заучивания – умение анализировать и делать выводы, вместо правил – поиск закономерностей.

Светлана Ремизова, генеральный директор издательства «Русский учебник», добавила,  что у современных учеников преобладает зрительное восприятие, клиповое мышление, привычка работать с небольшими текстами, а под воздействием соцсетей и мессенджеров сформировался определённый тип мышления, когда информация воспринимается короткими интервалами, учебники тоже должны быть принципиально другими. Это означает, что учебники должны быть принципиально другими. И такие учебники уже есть. В них другое не только содержание учебного материала, но и другой способ подачи информации, внешний вид страницы. Более важной становится наглядность, красочность, аутентичность, краткость, аудио- и видеосопровождение.

Педагоги обменялись различными методиками, которые они используют на занятиях русского языка как иностранного.

Заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Наталья Шадрина рассказала про сетевую подростковую школу. Сетевая подростковая школа – это образовательный проект для учащихся 7–9-х классов и их учителей, который апробировали в московских школах с августа 2017 года при поддержке АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» и Департамента образования г. Москвы. В проекте приняли участие 351 ученик и 104 учителя. Сетевая школа работала по трем направлениям: инженерная школа, навыки XXI века, сетевые практики креативного мышления.

Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка Института системных проектов МГПУ, рассказал о психологических аспектах обучения русскому языку в билингвальной среде. Например, само по себе знание языка ни влечёт развития мышления или воображения, не вызывает гарантированного желания погрузиться в другую культуру.  «Если происходит реальное психологическое развитие ребёнка, то и освоение языка становится не навязанной внешней данностью, а внутренней необходимостью, творческой самореализацией и раскрытием личностного и интеллектуального потенциала», – считает Евгений Крашенинников.

Ирина Ковалевская, из образовательного центра «Радуга» (г. Страсбург, Франция) поделилась  с участниками уникальной пряничной методикой, которая дает ребенку дополнительную мотивацию для изучения русского языка.. «Самое главное – ребенка надо увлечь», – объяснила Ковалевская.

На мастер-классе режиссера Евгения Крайзеля педагоги пробовали разные театральные техники, которые позволили выйти за рамки привычного и научили вставать на позицию ребенка.

Певица и педагог Анна Ризман объяснила на своем мастер-классе, что музыке как таковой детей учить не нужно. Обучение происходит через движение, импровизацию, речевые упражнения, через пение. Она показала упражнения-трансформеры, которые можно встраивать в любой предмет и контекст. «Не давая ребенку на своих занятиях готового варианта решения той или иной задачи, не вводя его в жесткие рамки, а позволяя детям импровизировать, раскрепощаться, выбирать тот вариант, который интересен ребенку здесь и сейчас», – уточнила Анна Ризман.

Отзывы участников конференции

Жанна Токовая, преподаватель русского языка, г. Экс-ан-Прованас, Франция: «Я впервые на конференции, и очень довольна. Мы обсуждали вопросы, которые волнуют педагогов русского языка за рубежом. Я благодарна организаторам за прекрасную возможность обмена опытом и за вдохновение, которое мы все получили и которое поможет разнообразить и обогатить новыми идеями наши занятия с детьми и взрослыми».

Ирина Ковалевская, школа дополнительного образования «Радуга», г. Страсбург, Франция: «На конференции «Эврики» во Франции мы приезжаем уже в течение трех лет. Сотрудничество с «Эврикой» – всегда импульс и толчок к саморазвитию. От издательства «Русский язык» на конференции прозвучало приглашение к соавторству в создании новых учебников по русскому языку как иностранному и публикации практических наработок наших педагогов в школах дополнительного образования. От «Эврики» прозвучало предложение поучаствовать в пилотном проекте онлайн-уроков Страсбург-Москва».

Мария Гразийон, преподаватель русского языка, г. Дижон, Франция: «Такие конференции нам очень нужны. Для того, чтобы посмотреть, как работают наши коллеги, чтобы оценить свою работу и откорректировать наши собственные программы. Очень понравилась идея сетевой школы. Это можно применить и у нас».

По результатам конференции будет подготовлен сборник докладов для распространения уникального опыта в образовательных организациях Европы с изучением русского языка или преподаванием на русском языке.  

Страница конференции: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/ruconf2018.html

Страница в Фейсбуке «Полилингвальные школы мира»: https://www.facebook.com/groups/rusedumap/

Ссылки на онлайн-включения:

21 сентября https://events.webinar.ru/web1/conf2109/record-new/1550077,

22 сентября https://events.webinar.ru/web1/conf2209/record-new/1551791

Автор: Редакция ИМ
Тэги