Дерусификация в Центральной Азии: выигравших не будет, можно только проиграть

Репортаж Ольги Богданович на странице Фонда «Русский Мир».
«Лингвистическая эйфория, охватившая все государства постсоветской Центральной Азии более четверти века назад, принесла «неожиданные» результаты: национальные языки оказались не в состоянии возместить функции уходящего из региона русского языка, в той или иной мере спровоцировав синдром языкового дискомфорта. Сильнее его только национальные чувства, задающие векторы языковой политики.
Но кто выиграл от дерусификации? История, к сожалению, учит далеко не всех. И термину «русификация» давно придан негативный оттенок, хотя изначально он отражал интеграционный проект, с которым Санкт-Петербург пришёл в регион и который имел в Средней Азии свою региональную специфику – акцент на развитии многоязычия.
С учреждением указом Александра II в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства возникли предпосылки к адаптации здесь российской школьной образовательной системы, положившей начало планомерному позиционированию в регионе русского языка. На него возлагалась сверхмиссия – «развитие экономической стороны населения, его гражданственности и солидарности, его слияние с русской государственной жизнью».Этот процесс, протекавший на всех национальных окраинах Российской империи, и окрестили «русификацией»…»